wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

142. История одного экипажа. Боевая работа экипажа Ершова.

Окончание отменяется. Продолжение.

Чувство, что из наградных документов можно весьма много выжить, меня никогда не покидало. Персоналии, география и хронология боевой работы, характер боевой работы как самого экипажа, так и каждого члена его. Иногда находишь ответы на мучающие тебя вопросы, да и самим вопросам бываешь рад, когда они неожиданно возникают по ходу знакомства с этими документами. Особенно радуешься тому, когда получаешь дополнение к уже тебе известному и это неожиданно предстает совсем в другом свете. И вдруг замечаешь, что этот канцелярский штабной стиль написания этих документов давно уже не коробит, ибо уже знаешь, что за этим стоит...

Этот пост отражает типовую боевую работу типового экипажа из 36-ой авиадивизии дальнего действия.

Для полноты и ясности исследования уместным будет указать места дислокации 42-го ап ДД (он же 28-ой БАП) с июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Эту информацию беру из «Выписок из форм», что обнаружились в архиве Сергиенко.

1. Март 1940 г. - июль 1941 г. 42-ой ДБАП был в составе 64 АБ Закавказского ВО, базировался в г. Кировабад.

2 Июль 1941 г.- август 1941 г. 42-ой ДБАД вошел в состав 26-ой смешанной АД Закавказского ВО, базируется там же.

3. Август 1941 г. - октябрь 1941 г. 42-ой ДБАП в составе 133 АД Закавказского ВО, базируется там же.

4. Октябрь 1941 г. - март 1942 г. 42-ой ДБАП в составе 133 АД уже Московского ВО, перебазировался в г. Ярославль.

5. Март 1942 — сентябрь 1943 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Якушево, Рыбинский район, Ярославская область.

6. Сентябрь 1943 г. - май 1944 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Выдропужск, Спировский район, Калининская область.

7. Май 1944 г. - сентябрь 1944 г. 42-ой ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Ново-Дугино, Смоленская область.

8. Сентябрь 1944 г. - декабрь 1944 г. 28-ой гв. ап ДД в составе 36 -ой ад ДД в системе АДД, базируется: аэродром Желудок, Барановическая область.

9. Декабрь 1944 г. — март 1945 г. 28-ой гв. БАП в составе 36-ой БАД в системе 18-ой ВА, базируется: аэродром Щучин, Барановическая область.

10. Март 1945 г. -май 1945г. 28-ой гв. БАП в составе 36-ой БАД в системе 18-ой ВА, базируется: аэродром Радзынь, Люблинское воеводство, Польша.

Летчик Леонид Ершов участниками Отечественной войны становится с 24 апреля 1942 года, штурман Владимир Павленко с 28 марта, стрелок-радист Павел Власов с 26 марта. Но когда они прибыли на аэродром Якушево мне не известно. Например, мой отец и его товарищи из Челябинской школы военных авиамехаников прибыли в Якушево, где базировался 42-ой авиаполк ДД, в конце декабря 1942 года, но участником Отечественной войны отец стал лишь 15 января 1943 года. Он вспоминает, что этому предшествовал недельный карантин: была баня, их экипировали, регулярно кормили. Но был ли карантин для служивых летного состава я об этом не ведаю.

Из первого наградного листа на Леонида Ершова известно, что в 42-ом авиаполк ДД он прибыл из 2-ой ВШШ. Затем прошел дополнительную тренировку в полетах в сложных метеоусловиях. А вот штурман Владимир Павленко боевые задания начал выполнять лишь с 12 августа 1942 года, о чем так же узнаем из его наградных документов.

Предположительно могу сказать, что упомянутые 45 учебных вылетов в наградном приказе на моториста Бейсенова Сеита, возможно связаны с дополнительной тренировкой в полетах в сложных метеоусловиях летчика Ершова. И четырехмесячная невостребованность штурмана Павленко в боевой работе так же вполне объяснима причиной его штурманской переподготовки для полетов в сложных условиях.

Смело могу утверждать, что доводка экипажей из вновь прибывших до стандартных требований в АДД была нормой, осуществлялась неукоснительно на протяжении всей войны. К тому же надо учесть, что Ершов, Павленко и Власов прибыли в полк как раз после образования АДД из летных училищ, программы которых еще не были увязаны с ее требованиями.

5 марта была образована АДД и экипаж Ершова оказался в числе тех многочисленных первых, кому выпало начинать эту полезнейшую традицию: не только вбирать опыт уже опаленных и закаленных в первые месяцы войны воздушных бойцов, но и водить свои воздушные корабли и ночью и в непогоду, чтобы стать настоящим экипажем и оказаться назло всем передрягам судьбы везучим и успешным.

174 раз летчик Ершов неизменно приводил свой бомбардировщик с боевых заданий на родной аэродром. Что это значит? Представьте себе, что враг 174 раза крутил неполный барабан револьвера, пытаясь убить вас, и все 174 раз вам везло. И в это мгновение на линии огня от вас ничего уже не зависело — убьют вас или судьба отложит это на следующий раз. В эти мгновения вас больше беспокоило совсем другое — сумеете ли вы поразить уже свою цель, ради которой вас и ввергли в эту рулетку судьбы! И когда все это вдруг закончилось, вы неожиданно для себя осознаете, как вы к этому привыкли...

Стрелок-радист Павел Власов с 26 марта 42-го по 9 мая 45- го выполнил 202 боевых вылета, что на 28 вылетов больше, чем у летчика Ершова. Любопытно, что у Ершова в наградных листах значится 3 дневных боевых вылета, у Павленко — 7, у Власова ни одного. Вероятность того, что именно 171 боевых вылетов было сделано экипажем «Ершов — Павленко — Власов — воздушный стрелок» вполне допустима, однако в этом есть определенные сомнения, с которыми хочу поделиться.

Летчик Ил-4 больше всего из экипажа выматывался в полете. И каждый день летать физически не мог. А вот штурман, стрелок-радист, воздушный стрелок, как правило, замещали своих товарищей в боевой работе при определенных условиях.

Если проанализировать информацию в наградных листах на Ершова и Павленко от 15 октября 1943 года, а Власова от 2 октября 1943 года, то Ершов к тому времени сделал 132 боевых вылета, Павленко 138, а Власов 113 вылетов. Эти награды получены за боевые вылеты, сделанные экипажем в большей степени с аэродрома Якушево, и несколько последних с аэродрома Выдропужска. Если принять, что экипаж Ершова начал летать с первого боевого вылета штурмана Павленко, состоявшегося 12 августа 42 года, то частота полетов составляет один боевой вылет в 3 и реже в 4 дня. Это стандартная практика в АДД.

О характере боевых заданий, выполняемых экипажем Ершова в этот период, узнаем из наградных листов на его членов. Это боевые задания по уничтожению военно - промышленного объекта в глубоком тылу гитлеровской Германии, по средним целям противника, в том числе бомбардировка ж/д станций и узлов, по аэродромам противника на уничтожение материальной части, по переднему краю обороны и арт. позициям противника, на разведку погоды, на фотографирование результатов боевой работы.

Вот что узнаем о боевых вылетах в глубокий тыл врага:

Летчик, старший лейтенант Ершов Л.И. из наградного листа от 15.10.43 г.: Данциг — 1 раз 16.4.43 г, Резекне — 1раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

Штурман, младший лейтенант Павленко В.А.: в наградном листе от 29.5.43 г. - Инстенбург, Тельзит, Данциг -2 раза. Но в наградном листе уже на лейтенанта Павленко В.А. от 25.10.43 г. уточняется: Данциг — 1 раз 16.4.43 г, Резекне — 1раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

Стрелок-радист, сержант Власов П.Ф. из наградного листа от 2.10.43 г: Данциг -1 раз 14.4.43 г (скорей всего ошибка штабного писаря), Резекне — 1 раз 20.4.43 г, Инстенбург — 1 раз 23.4.43 г.

По поводу налета на Инстенбург в наградных листах на летчика Ершова от 15.10.43 г. и штурмана Павленко от 29 мая 1943 года имеются ряд подробностей:

«23.4.43 г. при полете на Инстенбург после успешного бомбардирования в городе возникло 3 пожара, один из них большой силы, экипаж пробыл в воздухе 9 часов 01 минуту, после чего благополучно вернулся на свой аэродром»(Ершов).

«В ночь на 23 апреля 1943 г. экипаж бомбардировал военно-промышленные объекта г. Инстенбурга. Полет проходил в исключительно сложной метеообстановке — около 4 часов шли за облаками, над целью экипаж пробил облачность на высоте 1400 метров — выполнил задание. В результате успешного бомбардирования возникло 3 очага пожаров»(Павленко).

Но вот на Данциг подробности есть только у штурмана Павленко в наградном листе от 29 мая 1943 года: «При налете на военно-промышленные объекты Данцига, несмотря на сильное сопротивление ПВО противника, умело маневрируя, экипаж успешно выполнил задание. После бомбардирования возник взрыв большой силы сопровождающийся рядом пожара».

Теперь о боевых вылетах по средним целям противника и переднему краю обороны:

Из наградных листов на летчика Ершова Л.И. от 29 марта и 15 октября 1943 года: «...летал на выполнение боевых заданий по разгрому ж/д станций и узлов Сычевка, Невель, Ново-Сокольники, Ярцево и др. , на разрушение и уничтожение материальной части противника на аэродромах: Дно, Псков, Гривочки, Смоленск и др., на уничтожение и разрушение укреплений в районе Ржев. Все боевые задания им выполняются точно и смело. Несмотря на бешеный огонь вражеских зенитных точек и противодействие прожекторов, всегда точно ведет свой самолет к цели, этим обеспечивая штурману отличное бомбометание. Так 8.11.42 г. при налете на аэродром Псков, попав в трудные условия, все же точно достиг цели, обеспечив штурману бомбометание, в результате чего на аэродроме возникло 2 очага пожара с последующим большой силы взрывом.

Стремясь выполнить задание, всегда точно выходит на цель, несмотря на то, что попадает в трудные метеоусловия. Так например, при налете на цель Сычевка, попав в тяжелые условия, товарищ Ершов все же достиг намеченной цели и бомбы были сброшены точно в цель. 7.1.43 года при выполнении боевого задания экипаж попал на обратном пути в трудное метеоусловия при низкой облачности 150-200 метров, плохой видимости и все же товарищ Ершов довел свой самолет до аэродрома и благополучно произвел посадку.»

«Выполнял боевые задания по уничтожению материальной части на аэродромах противника Коровье-Село, Кресты и по ж/д узлам и перегонам Колодня, Дно, Смоленск, Жуковка и др. После последнего награждения совершил 76 боевых вылетов ночью, из них 6 не выполнены по метеоусловиям. ...выполнял боевые вылеты по ж/д узлам, аэродромам противника в районы: Гомель, Смоленск, Минск, Брянск 1-2, Лиозно, Витебск, по укрепрайону Духовщина и в интересах Ленинградско - Волховского фронтов — станция Мга, Славянка, Вороново, Торталово и др.

4.7.43 г. получил задание бомбардировать ж/д узел Орел. Не смотря на неблагоприятные метеоусловия - 10-ти бальную облачность на Н=600-1200 метров при видимости 2-3 км - экипаж товарища Ершова достиг цели, поразил ее, в результате отличного бомбардирования возникло 3 очага пожара, один из них большой силы.

Действовал по арт. позициям, живой силе укреп. района Духовщина, ж/д узлам Витебск, Гомель и др.. В результате успешного бомбардирования возникло 27 очагов пожара, разрушено около 8 км ж/д путей, уничтожено 13 вагонов с войсками и грузами противника.»

Из наградного листа на штурмана звена Павленко от 15 октября 1943 года:

«После последнего награждения совершил 48 боевых вылетов ночью, из них 45 успешно выполненные, 3 невыполненные по метеоусловиям. ...13 вылетов в интересах Ленинградско - Волховского фронтов — Синявино, станция Мга, Торталово, Беззаботинск. За весь период боевой работы товарищ Павленко не имеет ни одной потери ориентировки... производил по два боевых вылета в ночь.

Товарищ Павленко имеет два боевых вылета на фотографирования цели аэродрома Сеща с отличным результатом.

При налетах на ж/д узлы Витебск, Гомель, Лиозно, Городок, точным бомбардированием поразил заданные цели, в результате возникло 13 пожаров, 3 взрыва, из них 2 большой силы.

При полете 9.10.43 г. на ж/д узел Витебск экипаж встретил сильное сопротивление ККЗА во взаимодействии с 20 прожекторами и при патрулировании истребителей противника, но несмотря на это, экипаж мужественно, смело, с военной хитростью подошел к цели и успешно поразил ее, в результате чего в районе цели возникло 4 очага пожара».

Из наградного листа на стрелка-радиста Власова П.Ф. от 2 октября 1943 года:

«За все время боевой работы не имел ни одного случая отказа радиостанции в воздухе. 9 раз помогал радиопеленгацией вывести самолет своему штурману на свой аэрод­ром.

В ночь на 4.8.43г. экипаж получил задание бомбардировать ж/д узел Орел, в следствии плохих метеоусловий экипаж находился 1 час 30 минут за облаками, на обратном маршруте тов. Власов быстрым запросом, применением радиопеленгов и прослушиванием радио­маяков - помог экипажу в уточнении местонахождения самолета и выполнении заданного маршрута до цели и выходе на свой аэрод­ром.

10.10.43 г. выполняя боевые задания на бомбардирование ж/д узла Витебск, несмотря на сильные противодействия ЗА и МЗА и прожекторов противника тов. Власов мужественно и хладнокровно наблюдал за разрывами снарядов, о чем докладывал командиру экипажа, тем самым помог вывести самолет из зоны огня и успеш­ному выполнению боевого задания.

Летает на боевые задания с большим желанием, свой накоплен­ный боевой опыт передает молодым стрелкам - радистам».

Окончание следует.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments