wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

138. Вновь открывшиеся обстоятельства. Рядовой случай войны...

   Так уж получается: ищешь одно, а неожиданно наталкиваешься на «вновь открывшиеся обстоятельства» по поводу уже написанного. Это касается «Рядового случая войны…»(http://wlad-ladygin.livejournal.com/34734.html), который имел место в ночь с  22 на 23 февраля 1944 года при налете бомбардировщиков 109-го авиаполка дальнего действия на финский порт Оулу.
   Тот пост родился благодаря Александру Подзамкову и его находке на просторах Карелии.  А недавно получаю от него очередное письмо:
    «Владимир здравствуйте! Меня пригласили на передачу «ЖДИ МЕНЯ». Попробуем найти родственников членов экипажа. Только я сомневаюсь по Портному. Я еще раз просмотрел вашу почту и «ОБД Мемориал». Что-то не совпадает.  Точно совпадает о Карайкоз Петре Андреевиче и Будилко Петре Кирилловиче. Что вы думаете? И еще. Про ДБ-3. Не могу найти информацию о Приходько Н.Ф.  Может он тоже без вести числится? Как видно из книги Carl Geust, он сам застрелился. Наверное, он там и остался в тайге. Я думаю никто его не похоронил . То тогда можно и его у помянуть. Запись передачи будет 12 ноября.
    С уважением, Александр Подзамков.»

    Я сожалею, что поспешил с ответом, да и интуиция моя, видать, дремала:
    «Саша! Я завидую Вашей настойчивости. Молодчина!
    Больше того, что уже сказал, к сожалению, добавить не могу. Но может пригодиться вот это. Возможно Вас смущает то, что Портной в 41 г. значится в 40 АД 53 ДБАП, но между 53 ДБАП и 109 ап ДД связь самая тесная. 53 ДБАП был расформирован весной 42-го, но личный состав полка стал основой 455-го ап ДД. В августе 43-го из 455-го ап ДД был выделен 109 ап ДД. Эти два полка образовали новую 48 ад ДД. В наградных документах на Козыревского Портной значится в его экипаже и указывается, что он награжден орденом «Красного Знамени». Значит из двух Портных, что были на тот момент в 109 ап, именно Портной Михаил Сафонович и есть тот награжденный, другой Портной наград не имел к тому моменту.

    ДБ-3. Это более ранняя модификация Ил-4. Но с каким индексом - ДБ-3а, ДБ-3ф? Если с "а", то это явно Финская война. Если "Ф", то первый - второй год войны. Надо заметить, что 53-й ДБАП участвовал в Финскую войну. У меня есть такая запись от Олега Киселева, большого эксперта по Финляндии:
    «12.01.40
    12 ДБ-3 совершили налет на Ханко, вызвав пожар в порту. Особенно стоит выделить дальний рейд девятки ДБ-3 5 аэ 53 ДБАП на порт и ж.д. узел Ваза. Чтобы достичь цели, бомбардировщики несли минимальную нагрузку (в общей сложности 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50). Сложности возникли уже на обратном пути: командир эскадрильи майор Алексеев сбился с курса и совершил вынужденную посадку в районе Петрозаводска, а экипаж старшего лейтинанта Н.Ф. Приходько пропал без вести. Этот ДБ-3 совершил посадку в районе Корпиярви на финской территории. Приходько застрелился, а штурман старший лейтенант П.И. Перескок и стрелок старшина И.Ф. Косторов попали в плен. Судя по финским данным, на допросе они заявили, что их самолет заблудился при перелете из Москвы в Петрозаводск. ДБ-3 летчика Курочка вынуждено сел у мызы Авия (30 км ю.-в. Вильянди, Эстония). Самолет разбит, экипаж цел..."
    Буду смотреть передачу. Спасибо. С уважением, Владимир».

    А вот сегодня, 16 ноября, при поиске материалов участия 8-го ак ДД в прорыве блокады Ленинграда неожиданно натолкнулся на следующую запись в рабочей тетради историка Сергиенко [48 БАД, опись 1, оп.1, д.1 стр.23-24]:
    «За период с 1.12.43 г. по 10.4.44 г. оперативная группа  в составе 31 экипажей использовала 17 ночей. Было выполнено 486 боевых вылетов с налетом 892 часов 05 минут на бомбардировку ж.-д. узлов, аэродромов, морских портов и других военно-промышленных объектов на территории Финляндии и Норвегии. Было сброшено 523755 кг бомб.
    22.2.44 г. экипаж старшего лейтенанта Козыревского в составе: штурман Карайгоз, стрелок-радист Будилко, воздушный стрелок Портной, с 2700 м бомбил порт Оулу. Отойдя от цели 40-50 м за облаками экипаж на высоте 1500 м был обстрелян МЗА, в результате повреждены левый мотор и управление руля глубины. Самолет шел с резким снижением, почти потеряв управление. Выйдя из облачности на высоте 250 м с большим усилием летчик вывел самолет из угла и произвел посадку на фюзеляж в 200 км от линии фронта на территории противника. Экипаж был невредим. Лыж и продовольствия не было.  Летчик приказал взорвать самолет и двигаться на восток.

    Целый день экипаж шел по пояс в снегу по бездорожью. 23.2.44 г. решили остановиться и отдохнуть в найденном в лесу одиноком домике. Отдохнув и просушив комбинезоны и унты  на рассвете 24.2.44 г., отправились в дальнейший путь.  Пройдя до 16 часов, подошли к деревне, где решили добыть лыжи и питание. Тщательным наблюдением за деревней установили, что ничего подозрительного нет. Летчик приказал штурману и стрелку пойти в ближайший дом, что находился на расстоянии в 400-500 м на разведку. Минут через 10 с горы на окраине деревни на лыжах съехал финский отряд, окружил этот дом . Раздались выстрелы. Летчик и стрелок-радист решили идти в обход деревни.
    Утром 25.2.44 г. прямо на открытой местности решили отдохнуть. Видать задремали. Неожиданные крики, стрельба. Связали руки, обыскали, отобрали оружие и повели в ту самую деревню. Оказалось, что за горой был штаб. В штабе находились часа 2. Затем направили в лагерь. От конвоиров Козыревский узнал, что в сарае лежат 2 убитых летчика, один из них очень маленький. Это мог быть только штурман Карайкоз, а второй стрелок Портной.
    26.4.44 г. они были направлены в Петрозаводск и после 4-х дней прибывания переправлены в Выборгский лагерь военнопленных. После взятия Выборга советскими войсками при обмене военнопленными 15.10.44 г.  были отправлены на Родину и 2.1.45 г. прибыли в свою часть, введены в строй и до окончания войны вели боевую работу».
    В « Ассоциации по поводу «вождя краснокожих»…»(http://wlad-ladygin.livejournal.com/32636.html) я оказывается ненароком поведал  читающим дальнейшую судьбу летчика Козыревского:
    «Штурман Николай Стогин в письме к  другу Иллариону Горбунову, вспоминая первые месяцы войны, пишет:
    «В такой обстановке, чтобы уцелеть, надо родиться в рубашке. Значит, мы живые родились именно так. А для такого побега из плена как наш, еще родиться и в штанах. Я все это происшедшее с нами ставлю выше 210 своих боевых вылетов. Только подумать, что нас за Лодзью ожидал в Германии Матхаузен. Это бал бы нам конец и в самом лучшем изломанная жизнь. Из Матхаузена вернулись после войны три мои однополчанина: летчики Абрапов, Оношко и штурман Карпушин.
    Оношко был у меня в гостях, он живет не далеко от меня. У него 73 боевых вылета, а на него в районе смотрят только как на сдавшегося в плен. Мой однополчанин летчик Козыревский, побывавший временно в финском плену, и провоевавший остальные годы войны, в 48 году был арестован и отсидел в тюряге 8 лет. Не все благополучно и с нашими коллегами по плену. Меня в 52 году дважды повесткой вызывали в областные органы госбезопасности. В первом случае шла речь о Диме Беляеве, давал положительную характеристику. Второй вызов – о Бутрине. Что я мог сказать? Собственно фактического обвинительного на него у меня нет…»
    О времена! О нравы!  В книге «Что было  - то было. 308 боевых вылетов» Василий Решетников о послевоенном времени по поводу злобствования карающих органов пишет:
    «Изъяли всех, кто побывал – долго ли, немного – в немецком плену. Одних отпустили «с богом», и тем они были счастливы, другим припаяли срок. После того, как в нашем полку пошуровал новый член Военного совета Дальней авиации генерал Веров, человек наглый и нравственно нечистоплотный, изгнали оклеветанными как «презренных пленников» двух командиров эскадрилий – Смирнова и Тонких, а за ними и начальника штаба полка, боевого штурмана Ивана Ивановича Васькина. Все они в разное время оказались сбитыми над территорией противника, но на совесть их не пало ни единого пятнышка вины – ни перед людьми, ни перед властью. А была бы – так просто не отпустили бы. Нет, перед властью, выходит, была, раз она им плена простить не сумела.
    Мы только успевали молча ахать, узнавая одну ошеломляющую новость за другой об увольнениях и арестах боевых офицеров».
    Главный маршал авиации Голованов к тому времени был уже не у дел и некому было заступиться, как в былые времена, за судьбы простых летунов дальней авиации. Видать и летчика Козыревского эта участь не миновала.
    Но вернемся к событию от 23.2.44 г. «...Выйдя из облачности на высоте 250 м с большим усилием летчик вывел самолет из угла и произвел посадку на фюзеляж в 200 км от линии фронта на территории противника. Экипаж был невредим. Лыж и продовольствия не было...»  Возникают как минимум два вопроса:
    1. Почему в архивном документе упоминается   отсутствие лыж в самолете? Они что, были обязательным атрибутом в зимний период?
    2. А куда подевался продовольственный эн-зэ? Он то, точно должен быть и на весь экипаж! Галеты, шоколад, сгущенка, спички, табак...
    Про лыжи слышу в первый раз. Данный архивный документ однозначно составлялся со слов Козыревского и Будилко после их возвращения в родную часть,  и кто-то из них, вспоминая тяжелый путь по заснеженному бездорожью, посетовал на отсутствие лыж, так бы пригодившихся в тот момент, что и слов нет.
    А вот эн-зе... Вспоминаю рассказ отца. Батин техник , Тимка Гусев, друг и наставник, должен с часу на час отбыть в долгожданный отпуск. А прежде чем отбыть, потребовал от своего механика проверить содержимое ящика с НЗ. Батя запротестовал, мол, что его проверять, только что все было нормально. Но старший и по должности и по званию настоял. Пришлось механику вскрывать ящик. Как вспоминает батя, у него волосы встали дыбом и он разом дар речи потерял, когда вместо  галет, шоколада и сгущенки увидал кирпичные осколки.  Техник лишь осуждающе головой покачал, но потребовал, чтобы механик все закрыл, как есть, молчал и молил бога, чтобы с экипажем ничего не случилось. И лишь со временем Тимка Гусев признался своему механику, что это дело его рук. Как он мог ехать домой к ребятишкам без гостинец?..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments