Никита Донцов (avianikitoss) wrote in mil_history,
Никита Донцов
avianikitoss
mil_history

Р-5 в в китайском Туркестане

Оригинал взят у avianikitoss в Р-5 в в китайском Туркестане
Sinkiang (китайский Туркстан), вассальная провинция Китая, расположенная на дальнем западе китайской границы, между СССР и Тибетом. Провинция, северная часть которой представляла окраинные территории русского государства, где интересы русских требовали ведения политики взаимовыгодных отношений с сеньорами провинции Sinkiang, традиционно заигрывающими как с китайским, так и с советским правительствами, будучи при этом вассалами Китая.


Панорама атаки Р-5 авиации Sinkiang против осаждающих Урумчи. Фрагмент картины художника Jean-Francois Beurtheret



В начале 30-х годов СССР поставил во главе провинции Sinkiang Mandchou генерала Шенг-Ших-Цая (или Шенг Ши Цая или Ченг-Чи-Цая) (Cheng-Chih-Tasi или Sheng Shin Tsai в английском варианте), командующего северными армиями, который, после японского нападения в конце 1931 года, перешел границу и в 1932 году был интернирован в СССР, который и начал использовать его как раз в Sinkiang!

Став Дубаном (Douban - Правитель) этой независимой от Китая провинции, Шенг начал возврат долгов, которые у него были перед СССР: политические долги 1932-1933 годов и финансовые долги 1933 года. Делал он это путем заключения различных коммерческих и военных соглашений. Одно из таких соглашений предусматривало создание школы военных летчиков в Йининге (Yining) (он же Гульфа (Gulfa)) с использованием советских инструкторов и советской техники. К тому же, в конце 1933-начале 1934 годов Правитель Шенг снова оказался должен Советскому Союзу «политический долг», поскольку этой зимой он был осажден в своей столице Урумчи (Ouroumtchi - фр.) со своими «наемными» русскими белогвардейцами (которых он заполучил благодаря омерзительному шантажу белогвардейских семей). Осаждали город восставшие Дунганы (Dounganes) и китайские мусульманане из Южного Синкянга, контролирующие несколько оазисов и равнин и имеющие 20 или 30 тысяч штыков для противостояния с правительством Нанкина (Nankin). Командиром у них был Ма Джунг Ин (Ma Djoung Yin) , 25-ти летний (!!!) генерал, китайский мусульманин, происходивший из известной семьи (как и многие другие военные сеньоры) верховного правителя провинций Кансу (Kansou) (или Кан-Су (Kan-Sou)) и Нинх-Сиа (Ningh-Sia), откуда он сам был родом. Этот генерал Ма располагал советником, сторонником идеологии пантуранизма (pantouranisme), полковником (colonel) Кемалем (Kemal), турецким офицером, прошедшим обучение во французской военной школе.


Обратите внимание на крепления к земле, пропущенные через опору на краю крыла.

Имея приказ о формировании авиации Sinkiang, первые советские летчики, три элитных экипажа на самолетах Р-5, в конце ноября 1933 находились в Айагузе (Ayaguz), приграничной станции русского Туркестана (на самом деле в 200 км от китайской границы). Прибыв туда на поезде, пилоты должны были затем откопать из-под снега ящики, в которых находились их самолеты, распределить их, разгрузить, доставить на аэродром (или что там было поблизости), и все это для того, чтобы собрать самолеты на ледяном холоде, затем испытать их и поддерживать в летом состоянии, ожидая приказа пересечь границу. Вскоре они были готовы к получению приказа Москвы идти на помощь генералу Шенгу. Войска генерала Ма к этому времени окружили Урумчи и начали штурм крепостных стен, за которыми укрывался Дубан Шенг. Советские летчики получают приказ и быстро вылетают на помощь. Вспомним, что дело происходит зимой (еще один генерал, на этот раз Мороз), а полет на помощь был полной сменой первоначальной задачи: вести войну на не оснащенных самолетах в экстремальных метеоусловиях - это "хорошее" задание. Было необходимо, чтобы летчики дождались получения нового оборудования, которое должно быть установлено на три их Р-5. Однако это все не помешало вылететь в снежную бурю 25 декабря (божественный подарок белогвардейцам! Какие тактичные большевики в Туркестане) трем Р-5 курсом на юго-восток, при этом самолеты были практически перегружены, заполнены топливом, бомбами под крыльями и двойным комплектом патронов для пулеметов; не забываем также, что не было ни радио, ни кислородного оборудования, а экипажи должны были перелететь горы Тарбатагай (Tarbatagai), высотой 4000 метров, и это в невероятные погодные условия.

Но классный советский летчик верит только в свою красную звезду! Они смогли не просто пролететь над горами, они пролетели над бурей. Однако один из пилотов, Антоненко, спускаясь по другую сторону гор, потерял ориентировку (что абсолютно нормально для дальнего запада Китая), заблудился и принял решение вернуться в СССР. Два других пилота, Ф.Полынин, который в 1937 году станет командовать бомбардировщиком СБ в Китае, и К.Шишков, пробивают облачность, находят поселок Шико (Chiko, Shicko по английски), где и приземляются, проводят дозаправку и продолжают свой полет к цели, расположенной на высоте 1800 метров. Эта одиссея полета с полной загрузкой (считай с перегрузкой) уже сама по себе является замечательным подвигом, но это еще не является окончанием эпопеи!


Р-Z в Sinkiang, 1935 год

По мере приближения к столице, два экипажа видят картину, напоминающую средневековый спектакль: гигантские массы неопознанных солдат, несущих орифламмы и лестницы под крепостные стены осаждаемого города, выполняли действия в лучших традициях времен Чингиз Хана. Летчики словно совершили скачок на несколько веков назад; теперь им не оставалось ничего другого, как одним сильным ударом вернуть все эти орды в реальности современного мира. Атака двух штурмовиков, падающих с неба словно Джины, их неестественные электрические души (злые или добрые духи, в зависимости от точки зрения) произвели сокрушительное влияние на «мятежников», из которых большая часть никогда в жизни не видела таких огромных орлов на вершинах Тянь-Шаня и таких летающих драконов, бросающих бомбы и изрыгающих языки пламени… Налет закончился грандиозной паникой.

После этого немного неожиданного, но давно желанного происшествия, воздушная кавалерия двух Р-5, в некотором роде пегасы большевиков, вернулась в Шико, откуда совершила потом еще несколько боевых вылетов. Благодаря помощи авиации, танков «Ленин» (FT 17 с мотором Fiat, построенных в СССР) и советских войск специального назначения с города Урумчи удалось полностью снять осаду. Войска генерала Ма находились под атаками советских Р-5 из Алма-Аты или Семипалатинска до того момента, пока он не нашел убежища… в СССР!


Р-5 в Sinkiang, 1934 год.

1934 год стал таким образом годом отправки красноармейцев на помощь белогвардейцам, многих из которых красные буквально спасли от смерти. Это было впервые в мировой военной и политической истории. Во время «освобождения» Урумчи можно было наблюдать эту беспримерную сцену, когда красные и белые по-русски расцеловывали друг друга! После военные действия велись бок о бок против общего единого врага, которым с 1934 года стали японцы и правительство Гоминьдана (Kuomintang - KMT). Японцы в то время планировали привлечь белогвардейцев на свою сторону с целью подготовить их к использованию в финальной схватке с красными.

СССР тем временем увеличивал свое присутствие в Северном Sinkiang, ставшим марионеточным режимом.

12 Р-5 совместно с двумя У-2 были поставлены в 1934 году, а вскоре после них 20 Р-5 были быстро переброшены в Урумчи для открытия летной школы «китайских» пилотов - белогвардейцев, которые со временем станут пилотами И-16 (!) и нескольких не новых СБ, - нескольких китайских (не возможно? Да? Ну ладно…) коммунистов, прибывших из Йенана (Yenan), где укрывались лидеры КПК, среди которых был и Мао Цзе Дун.


На Р-5, служивших в Sinkiang красная звезда заменялась белой падающей звездой.

Часть советских пилотов, прибывших в начале описываемых событий, продолжала по заданию правительства Sinkiang исполнять миссии по наблюдению за населением, состоящим из многочисленных мусульманских народностей non-han. Эти полеты часто проходили над безлюдными районами и в очень сложных погодных условиях, что редко доставляло удовольствие.

В один из таких «прекрасных» дней неутомимый Полынин по возвращении с задания увидел, что его Р-5 остался единственным самолетом из всей военной авиации Sinkiang, пригодным к полетам, поскольку все остальные были в большей или меньшей степени разрушены сильнейшим ураганом, результатом которого стала возможность констатации факта полной неприспособленности элементов фиксации самолетов на земле через балансиры крыльев; эти веревочки не помешали урагану поднять в воздух стоявшие на приколе самолеты или переломать им крылья, будто спички.

Поставки (капитальные инвестиции для СССР) закончились заменой этих Р-5 на Р-5Ш и даже ССС, которые использовались для защиты воздушных коридоров и наземных дорог снабжения Китая Советским Союзом в период с 1937 по 1941 год. Окончательно все эти самолеты были заменены на R-Z, которые советские специалисты доверили летчикам из Sinkiang, летавшим на них вплоть до войны с гоминьдановским (KMT) Китаем в 1944 году.

Вообще документы и свидетельства той эпохи очень немногочисленны и противоречивы. Известно, что в конце концов СССР создал специальную воздушную службу для доставки персонала и грузов, а также различного вида вооружений в Китай по маршруту Урумчи - Hami - Sucheou - Lancheou - Hankeou - Nankin, используя ее вплоть до сентября 1937 года с применением П-5 (или Р-5), ПР-5. Другие базы в Китае были созданы позже, в 1941 году.

Gilbert Duranthie, перевод Никиты Донцова


Р-5 Л-3316 в небе над Памиром

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments