babs71 (babs71) wrote in mil_history,
babs71
babs71
mil_history

Categories:

Гатчина. Аэродром и памятник М. Н. Ефимову.

Оригинал взят у babs71 в Гатчина. Аэродром и памятник М. Н. Ефимову.
Если в Гатчине пересечь линию Балтийской железной дороги, то вскоре можно увидеть рвущийся в небо Миг-21. Это напоминание о том, что именно здесь располагался первый русский аэродром.

Решение о выделении в Гатчине места для создания постоянного аэродрома было принято осенью 1909-го года.

В качестве мест, пригодных для выделения под аэродром, фигурировали Гатчинское и Красносельское военные поля и Усть-Ижорский саперный лагерь.

Решающее значение, вероятно, сыграло пожелание императора, который хотел с удобствами наблюдать за полетами самолетов.

Уже к 22 сентября 1908-го года были построены два первых ангара, в которых началась сборка экспериментальных самолетов (из пяти строившихся самолетов достроили всего три, а полетел и вовсе один).


Основные работы закончились к 14 мая 1910-го года.


А 3 мая 1910-го года был сформирован Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.

Именно Гатчина стала первым центром обучения русских пилотов. Всего за 1910—1916 годы здесь было подготовлено 342 летчика.



Летали с гатчинского аэродрома не только военные. Здесь же базировался Всероссийский аэроклуб, при котором работала первая в России частная авиашкола С. С. Щетинина "Гамаюн".

После революции на Гатчинском аэродроме базировались части ВВС РККА.

Большую часть войны Гатчина была оккупирована, поэтому с этого аэродрома летали немцы - самолеты немецкой 54-й истребительной эскадры "Грюнхерц".

После войны аэродром использовался сперва военными самолетами (одно время здесь служил космонавт № 2 Герман Титов), а после 63-го года - самолетами сельхозавиации.


В 1972-м году территорию аэродрома отдали под застройку и сейчас (за исключением руин старых зданий аэродрома) только Миг напоминает о славном прошлом этих мест.


Еще одно напоминание об авиационном прошлом Гатчины - памятник первому русскому пилоту М. Н. Ефимову:

Установлен он был в 2001-м году.

Его автор - Виктор Онешко.


Михаил Ефимов начинал как спортсмен-велосипедист, в 1908 и 1909 годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту.

В 1909-м году он совершил свой первый полет (пока еще на планере) и в том же году отправился во Францию обучаться в авиашколе Анри Фармана. Средства (на весьма жестких условиях) ему предоставил одесский банкир И. С. Ксидиас.

25 декабря 1909-го года Ефимов совершил свой первый самостоятельный полет, а 15 февраля 1910-го года стал первым русским, получившим диплом пилота. Во время обучения он произвел большое впечатление на Фармана, и тот одолжил ему денег, требовавшихся, чтобы разорвать контракт с Ксидиасом. А уже в апреле 1910-го года Ефимов выиграл состязание в Ницце, и за счет призовых смог расплатиться с Фарманом.

Позднее Ефимов работал инструктором в военных авиашколах Гатчины и Севастополя, воевал на фронте 1-й Мировой, а позднее вступил в большевистскую партию.

В 1919-м году он попал в Одессе в руки белых, был арестован и казнен.


P.S. 19 июля состоится экскурсия "По Петроградской стороне"
Петроградская сторона вплоть до конца 19-го столетия была окраиной города. И только в начале прошлого века ее начали активно застраивать. Поэтому здесь находятся многочисленные памятники архитектуры Серебряного века. Здания в стилях модерна и неоклассики дополняются памятниками советской конструктивистской и постконструктивистской архитектуры 20-30х годов. Здесь творили ведущие архитекторы эпохи: А. Бубырь, Н. Васильев, А. Белогруд, Л. Бенуа, Ю. Бенуа, Н. Лансере, В. Щуко, Ф. Лидваль, Е. Левинсон, И. Фомин, В. Мунц, Д. Бурышкин, И. Явейн.

Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь: http://babs71.livejournal.com/756545.html
Tags: военная история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments