Никита Донцов (avianikitoss) wrote in mil_history,
Никита Донцов
avianikitoss
mil_history

Categories:

Смертельный свет луны. Окончание.

Оригинал взят у avianikitoss в Смертельный свет луны. Окончание.
Еще одно подразделение предполагалась к рзмещению на Филиппинах. Это был Hikotai 851, с началом 1945 года официально являвшийся частью Kokutai 153. Это подразделение было вскоре переведено через Хоккайдо на Формозу. В составе материальной части было 25 самолетов Gekko – и ввиду неблагополучного состояния дел на Филиппинах, машины были оставлены на Формозе чтобы перехватывать рейды американских B-24, однако помимо этого экипажы выполняли ежедневные задания по противолодочному патрулированию. Когда, в апреле 1945 года, основные боевые действия затронули Окинаву, Gekko из Hikotai 851 начали серию ночных ударов по аэродромам и авианосцам противника, потеряв в процессе реализации этой задачи девять самолетов. Оставшиеся в летном состоянии три машины так и закончили войну на Формозе, где и были захвачены китайскими националистами.


Nakajima J1N1-S Gekko Modele 11 Kokutai 322, Hikotai 804, Katori, июнь 1944 года



Гораздо с меньшим накалом проходили сражения на другом конце японских владений, на Курильских островах. Предусматривая возможность атаки против метрополии с этого направления, генеральный штаб разместил в северной части Курильских островов Kokutai 203. Помимо прочих образцов летной техники, это подразделение с апреля 1944 года
располагало также тремя Gekko, базировавшимися на аэродроме Kataoka на острове Шумшу (остров неподалеку от советского полуострова Камчатка). Однако в начале мая эти три аппарата были выведены из состава Kokutai 203 и переведены в прямое подчинение 51-му Koku Sentai. Основной задачей экипажам Gekko ставилось охранение и сопровождение японских конвоев в этом секторе Тихого океана, а также возможное отражение атак американских самолетов с аэродромов Аляски и Алеутских островов. Нет необходимости сообщать о том. что, по причине плохой погоды, эти мисси часто откладывались или переносились, а единственную победу одержал экипаж Baba/Amari ночью 13 мая 1944 года, когда им удалось сбить PV-1 Ventura из состава VB-135.
В конце 1944 года стало окончательно ясно. Что основная угроза метрополии приходит с юга, и Курилы потеряли свое стратегическое значение в глазах японского командования. К тому же по причине постоянной плохой погоды использование на северном направлении авиации считалось малоперспективным. В середине ноября все ночные истребители начинают сосредотачиваться на Хоккайдо в подчинении Hikotai 851.
Ничего удивительного, что Gekko стали легендарными ночными истребителями именно в небе собственно Японии. До середины 1944 года американцы не имели своих постов наблюдения и наведения на цель в восточном Китае, но когда, наконец, они такую сеть поставили, на Японию обрушились тучи дальних бомбардировщиков. Кстати, он японских развечиков не ускользнул факт постановки на производство новой модели американского бомбардировщика – B-29, первые цели которого находились на севере Kyushu (Кюсю), а весь сектор по началу лежал от севера Kyushu (Кюсю) до середины Honshu (Хонсю).
Впервые эти американские четырехмоторники появились в небе Японии в ночь с 15 на 16 июня 1944 года, а единственными японскими самолетами, которые сражались с ними. Были самолеты японской сухопутной армии. Однако моряки среагировали довольно быстро, и к 1 августа было создано два ночных истребительных подразделения – Kokutai 332 и Kokutai 352, единственной задачей которых стала защита неба метрополии. Базируясь в Iwakuni, Kokutai 332 защищал военно-морскую базу Kure, а расположенный в Omura Kokutai 352 охранял небо над Sasebo, Nagasaki и Omura. В каждом подразделении было по двенадцать самолетов Gekko.


Y0-101 в момент получения новых отметок о победах, июнь 1945 года. В ночь с 25 на 26 мая экипаж этого самолета сбил пять В-29. Пилотом был Yuzo Kuramoto (справа)- а стрелком-наблюдателем Shiro Kurotori (слева).

Боевое крещение эти Gekko получили 20 августа 1944 года, когда американский налет на Yamata и Sasebo вынудил японцев поднять с авиабазы Omura 33 “Reisen” и четыре Gekko, а также весь состав Kokutai 302, Gekko которого с экипажем Endo/Ozaki одержали две подтвержденные победы над бомбардировщиками B-29 в небе над южнокитайским морем, а также одну неподтвержденную победу и повреждение еще двух американских самолетов над островной частью Японии. Всего в этом вылете американцы потеряли четырнадцать машин. Потери были столь чувствительны, что командование 58е Bomber Wing приостановило все миссии в небе над Японией более чем на два месяца. Второй массированный рейд американцев на Японию произошел 25 октября, когда 78 американских Сверхкрепостей взяли направление на Omura. Два самолета из рейда не вернулись – одну вероятную победу записал на свой счет экипаж Ide/Futamura из Kokutai 352. 6 ноября два Gekko из Kokutai 332 взлетели по тревоге на перехват соединения B-29, но обнаружили лишь разведчик F-113. Сбить разведчик японцам не удалось, однако самолет прекратил выполнение задания и покинул Японию. Примерно в это время B-29 стали выполнять бомбардировки с большой высоты, что повлекло рождение новой тактики японцев: Gekko взлетали за час до “Reisen” и “Raiden”, брали курс на соединение бомбардировщиков, перехватывали их и не давали поврежденным машинам забраться максимально высоко, отдавая их «на съедение» подоспевшим одномоторным истребителям. Именно такая тактика позволила японцам 21 ноября подбить идущий на Omura B-29 над островом Goshima. Экипаже Gekko одержали в этот день две победы – вышеупомянутого американца записали на счет амолета Yagura/Murano, а еще один был сбит экипажем Saito/Nara.
Очередные бомбардировки Omura состоялись 19 декабря 1944 и 6 января 1945 года. В эти дни японцы не смогли существенно увеличить свои личные счета. Сбив в общей сложности всего три американских бомбардировщика. После 6 января последовала длительная пауза, и в небо над островом Кюсю американцы вернулись лишь в конце марта. К этому времени единственным подраздеением ночных истребителей. Защищающим небо Японии в этом регионе, остался Kokutai 352, пилоты которого прилагали совершенно нечеловеческие усилия, чтобы хоть как-то защитить небо своей страны. К несчастию, к концу апреля в их распоряжении оставалось всего восемь Gekko в летном состоянии. Ситуация немного улучшилась 25 мая, когда число летнопригодных Gekko выросло до двенадцати аппаратов, а подразделение пополнили опытные летчики, сражавшиеся еще в небе Rabaul. Так к примеру, Ono в составе экипажа Ono/Kawasaki в ночь с 3 на 4 июля 1945 года сбил в небе над Takamatsu американский В-29, ставший пятой подтвержденной победой для этого ветерана.

Ситуация резко ухудшилась, когда, в середине октября, когда американцы стали использовать в качестве аэродромов для своих бомбардировщиков Марианские острова. Теперь в район действия B-29 попадала уже вся Япония. Так, Nagoya увидела первые B-29 13 ноября 1944 года, и пусть это был всего лишь разведчик F-13, но он означал неизбежность будущей бомбардировки. Двенадцать Gekko из Kokutai 210 поджидали американцев, и битва в небе произошла 13 декабря 1944 года. Девяносто B-29 сбросили бомбы на Nagoya и находящиеся поблизости заводы Mitsubishi – потери составили всего четыре бомбардировщика, два из которых записали на свой счет экипажи Gekko из Kokutai 210.

Двумя днями позже все Gekko Koutai 332 были сконцентрированы на аэродроме Itami, откуда планировались перехваты новых рейдов американцев на Nagoya. Рейды произошли 18 и 22 декабря, и на перехват были подняты все наличные силы Kokutai, которым удалось сбить один бомбардировщик из второй волны налетов. Бомбардировки продолжились и после Нового Года, и каждый раз Gekko встречали B-29. Сбитие самолета не являлось главной целью японцев, важнее было любыми способами сорвать выполнение задания по бомбардировке, и с этой целью представители страны восходящего солнца справлялись. Так. В налете 3 января 1945 года из 97 бомбардировщиков лишь 57 смогли отбомбиться по своей основной цели.
К концу мартаосновная часть Kokutai 210 была переведена на остров Кюсю, чтобы принимать участие в битве за Окинаву, не забывая в то же время и задачи по защите неба над Nagoya, поскольку часть Gekko были оставлены на базе в Itami. В середине мая двенадцать J1N1-S совместно с восьмеркой Suisei из эскадрильи ночных охотников из состава Kokutai 302 приняли активное участие в защите неба над городом. 14 мая именно они пытались противостоять бомбардировке Nagoya, когда более 500 американских самолетов потеряли одиннадцать машин при выполнении задания.

Тем не менее, звездный час Gekko наступил при обороне Токио. Произошло это благодаря Kokutai 302, на плечи которого была возложена защита года. Командовал Kokutai 302 Yasuna Kozono, человек, придумавший ночной истребитель Gekko и принимавший участие в развитии его судьбы аж с 1 марта 1944 года. Подразделение базировалось в Atsugi, в 15 минутах полетного времени от Токио. Надо сказать, что, кроме Gekko, подразделение располагало и другими самолетами, и Kozono прославился тем, что ставил свои наклонные пушки в любой тип самолета, будь то “Reisen”, “Suisei”, “Ginga” и даже разведчик “Saiun” (слава богу крайний был всего лишь экспериментом).

24 ноября 1944 года B-29 впервы появились в небе над Токио, но истребители не смогли вовремя подняться в воздух и не достали бомбардировщики, идущие на большой высоте. Первая победа была достигнута лишь 3 декабря, когда заранее оповещенные о подходе американцев Gekko в воздухе уже встречали своего противника. В момент соприкосновения с противником в воздухе находилось одиннадцать самолетов Gekko из Kokutai 302, которых поддерживало большое количество одномоторных самолетов. После боя японцы заявили десть B-29 подбитыми и еще три вероятно сбитыми. На самом деле сбиты оказались всего четыре машины из состава 21 BG, при чем ни одна из побед не была записана на счет истребителей Gekko, которые, как бы в отместку, сбили по одному бомбардировщику 13 и 18 декабря. Записаны были и победы в 1945 году 0 однако точное их количество установить не представляется возможным.
Наиболее запоминающиеся дни принесли такие результаты:
- 23 января - три В-29 подбиты
- 27 января – два В-29 сбиты
- 15 апреля – 2 В-29 подбиты в ночь с 15 на 16 апреля
- 24 мая – 4 В-29 подтвержденных + 1 возможно сбитый
- 25 мая – 7 В-29 подбиты в ночь с 25 на 26 мая


Yoshida (слева) позирует на фоне своего Gekko. Yokosuka Kokutai.

В общей сложности J1N1-S записали на свой счет 24 подтвержденные и 4 вероятные победы над В-29. Конечно же не обошлось и без потерь – и одной из самых болезненных была гибель экипажа Endo/Nishio. На момент гибкли Endo считался лучшим пилотом Gekko и имел на своем счету восемь подтвержденных побед над В-29. Погиб он 14 января 1945 года, когда, сбив один В-29, вышел в атаку на второй. Который и накрыл его огнем своих оборонительных пулеметов.

Небо Токио защищали также пилоты Yokosuka Kokutai, часть персонала которой набирались известными японскими летчиками Yuzo Kuramoto и Shiro Kurotori, одержавшими на двоих шесть подтвержденных побед, одна из которых датируется 16 апреля 1945 года, а остальные пришлись на ночь с 25 на 26 мая. Необходимо отметить, что все победы, которые были одержаны этой ночью. Подтверждались исключительно наземными наблюдателями. Адмирал Michitaro Tozuka, командир военно-морской базы Yokosuka, 1 июня 1945 года лично отметил двоих пилотов:
«Вы приняли участие в бите с врагом. Который качественно и количественно превосходил вас, и атаковал метрополию с декабря 1944 года. Вы сбили шесть вражеских машин и повредили еще две. Вы великолепно выполнили поставленную задачу. Результат, достигнутый 25 мая 1945 года безусловно является выдающимся. Большое соединение В-29 подходило в ту ночь к району Kato. Вы храбро атаковали волны бомбардировщиков на своем Gekko. В течение трех часов биты вы уничтожили пять бомбардировщиков и повредили еще один. Ваша борьба является образцом героической защиты Империи»

Прочитав эту эпическую реляцию можно подумать, что на Тихом океане Gekko были безусловно эффективным ночным истребителем, однако экипажи этих самолетов отличились только над Rabaul, и, затем, непосредственно в небе над Японией. Главный противник Gekko – B-29, летал очень высоко, часто на высоте, не доступной японским истребителям, включая и Gekko. Было предпринято множество попыток облегчания самолета, снимали даже стреляющие вниз пушки, однако делу это помогало слабо. Gekko удалось подбить всего несколько В-29, летящих на большой высоте, основная же часть побед приходилась на район непосредственной бомбардировки, когда американские самолеты снижались, чтобы повысить точность сброса своих бомб.

Подавляющее количество Gekko было уничтожено силами американцев, и до наших дней сохранился лишь один самолет. Находяшийся в Соединенных Штатах. Однако необходимо помнить, что именно на этом аппарате стоит радар FD-2.


Nakajima J1N1-Sa Gekko Modele 11Ko. Экипаж Nagano/Maniwa, Kokutai 332, Itami, март 1945 года.

Martin Ferkl
Перевод Никиты Донцова

КОНЕЦ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments