kap1914 (kap1914) wrote in mil_history,
kap1914
kap1914
mil_history

Первая мировая и пространство памяти

В связи с обновлением на сайте "Герои Первой мировой" предлагаю Вашему вниманию ряд статей, тем или иным образом связанным с сохранением памяти о тех событиях в современной России

1) Первая мировая война: история и память [вводное слово к сборнику конференции «Великая и забытая»] - где затрагивается вопрос, каким образом можно вписать память о той войне в символическое пространство России и Калининградской области? Какими смыслами наполнить?

Цитата:
"И здесь очень важно найти тонкую грань между двумя подходами к истории: научным и символическим, чтобы возрождение (а вернее, создание) общественной памяти не шло по пути казенной патриотической пропаганды, при дилетантском и небрежном отношении к историческим реалиям. Конечно, символическое пространство должно содержать смыслы актуальные для современной России, но саму историю необходимо использовать в качестве благодатного материала, а не как объект для фальсификаций, подгоняя прошлое под современные интересы."

2) статья А.Н. Грачевой о строящемся храме Всех Святых в память павших в годы Первой мировой войны как о возрождении традиции памятного храмостроительства;

Цитата:
"Историческое значение храмов-памятников выражается и в определенном архитектурном стиле. Так, полковые храмы и памятники освободительной борьбы строились, как правило, в русском (национальном) стиле, а для храмов, связанных с освобождением славянских народов, характерен стиль византийский.

Проект храма Всех Святых в г. Гусеве разработан московским архитектором И.П. Канаевым при участии архитектора П.В. Сергеева. Шатровый пятикупольный Храм Всех Святых г. Гусева будет выполнен в московско-ярославском стиле и наследует традиции православного зодчества России XVI-XVII вв. Основание шатра придела св. страстотерпца Николая будет украшено двумя рядами декоративных кокошников различной формы, что напоминает по виду царскую корону, а придел Августовской иконы Божией Матери украшает горка кокошников, называемых «огненными». Интерьер храмов-памятников также соответствует их мемориальному значению".

3) статья А.Л. Минаева о деятельности Вологодского военно-исторического общества;

Цитата:
"Но главной задачей сразу было обозначено не просто эпизодическое привлечение внимания к проблемам забытой воинской истории, а создание возможности для широкого круга общественности и специалистов работать с биографическими материалами участников Великой войны. Оптимальным средством решения данной задачи стал создание общедоступного интернет-ресурса, посвященного судьбам вологжан на фронтах мировой войны, с возможностью свободных поисковых запросов. В тестовом режиме ресурс уже сегодня доступен по адресу vologda-military.ru."

4) статья А.С. Казенного о состоянии захоронений Первой мировой в Калининградской области (уже более 5 лет занимается поиском братских могил (коих более 1200) на местности)

Цитата:
"Всего на территории области по немецким источникам находилось около 1200 захоронений. В настоящее время удалось обнаружить примерно 700 из них. Причем у половины из них уничтожена вся надземная часть, что без специальных поисковых мероприятий не позволяет их обнаружить. Также же на территории современной области находилось где-то 100 памятников: половина из них уничтожена, лишь единицы сохранились в нормальном состоянии."

5) статья А. Фесенко о захоронениях в Гусевском районе той же области

Цитата:
"После 1945 г., когда в бывшем Гумбинненском округе  установилась советская власть, оставшееся немецкое население лишилось самостоятельности. В числе многих утрат местные жители потеряли возможность осуществлять уход за воинскими погребениями. Для жителей возникшего Гусевского района немецкие кладбища интереса не представляли.  Во вновь образованной Калининградской области проводилась интенсивная пропагандистская работа по искоренению немецкой истории края, любой интерес к довоенной истории пресекался"

6) статья А.Д. Гронского об отражении истории Первой мировой в белорусских учебниках

Цитата:
"Ещё одним моментом, на основании которого Первая мировая не стала у современных белорусов символом гордости, является судьба белорусского национализма в 1914-1918 гг. Его положение между другими национализмами Северо-Западного края Российской империи, сотрудничество с оккупационными немецкими властями, антигосударственная риторика отдельных представителей белорусских организаций – всё это не давало возможности националистам гордиться победами русской армии в сражениях Первой мировой и разделять с остальными жителями империи горечь поражений. Надо сказать, что ряд деятелей белорусского национализма был призван в русскую армию, поэтому вольно или невольно они были причастны к победам русского оружия. Сложно сказать, насколько сильным чувством патриотизма они обладали по отношению к стране, в которой жили, и обладали ли вообще. Этот вопрос требует достаточно серьёзного изучения, но те из белорусских националистов, которые остались на оккупированной территории, пошли на сотрудничество с оккупационными властями[59]. Таким образом, часть тех, кто конструировал белорусскую идентичность в период империи, начала сотрудничество с оккупационными властями, а после революции приняла советскую власть и продолжила конструирование уже в иных условиях. Их отношение к Первой мировой совпало с требованиями советской пропаганды"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments