Тип-Топ менеджер (xaba_xaba) wrote in mil_history,
Тип-Топ менеджер
xaba_xaba
mil_history

Categories:

Такси едет на войну

Нет, это не про Украину. В этому году исполняется 100 лет знаменитому трансферу "Марнское такси".

marne16


Сентябрь 1914 года.

Немецкие войска наступают на Париж, французская армия находится под угрозой окружения, всего в 50 километрах от города на реке Марне разворачивается одно из крупнейших сражений Первой Мировой войны.

2 сентября французское правительство покинуло столицу, начальствующим в городе остался военный комендант Парижа генерал Жозеф Галлиени, решивший защищать город до конца. Но почти все резервы французской армии были уже использованы и брошены в бой.

marne7

7 сентября в Париж прибыла одна из немногих резервных частей французской армии – Марроканская дивизия. В этот же день авиаразведка донесла что немцы опасно оголили свой фланг и создается благоприятное положение для контрнаступления. Но как перебросить войска на 50 км за один день?

marne13

Не совсем точно известно кто именно предложил эту идею, в историю она вошла как «Марнское такси». По приказу Галлиени в течение двух часов все столичные полицейские останавливали парижские такси, пассажиров высаживали а водителям приказывали двигаться к месту сбора на площади возле Дома Инвалидов. На вопросы водителей «Будут ли платить», полиция отвечала «По счетчику». Всего удалось собрать более 600 машин.

marne10

От площади Дома Инвалидов машины уже организованным конвоем выдвигались в парижский пригород где были сосредоточены войска. Говорят, наблюдая за погрузкой войск в такси престарелый генерал пробормотал «Черт возьми, по крайней мере это оригинально».

marne16

За день и ночь машины совершили по два рейса, перебросив на передовую около 6 тысяч солдат.

marne1

Есть иллюстрации где избражено как машины въезжают буквально на линию огня и солдаты вступают в бой «с колес».

marne4

9 сентября немецкая армия начала отступление от Парижа, а во французской историографии это сражение с тех пор именуется как «Чудо на Марне». И французы не были бы французами, если бы не воздали должное своим героическим таксистам.

marne11

Марнское такси снималось на кинохронику, историю этого трансфера широко освещали газеты. Но все это не сравнить с тем культом Марнского такси, который возник во Франции после войны и существует до наших времен.



Марнскому такси ставили памятники.

marne12

Выпускалось множество сувениров, игрушек, статуэток.

marne6

Выпускались марки, посвященные Марнскому такси.

marne9

Реконструкторы ежегодно совершают автопробеги на сохранившихся раритетах по маршруту Марнского такси.

marne2

Фирма «Рено», чей автомобиль марки Renault AG-1 был основным участником этой эпопеи (хотя по правде говоря далеко и не единственным среди автопроизводителей), уже сто лет использует бренд Марнского такси в своих имиджевых материалах.

marne5

Создавались научные монографии. Опыт Марнского такси считается одним из первых в истории примеров «моторизованной войны».

marne20

Последний из водителей, участвовавших в этом необычном трансфере, скончался в 1984 году.

История сохранила даже показания счетчиков Марнского такси, в среднем водители получили за ту ночь по 130 франков (да-да, с ними действительно расплатились «в конце поездки»). Много это или мало? В пересчете на сегодняшний курс очень конечно приблизительно это 500-600 долларов или 15000-18000 рублей.

ОТСЮДА.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments