Окончание
Вот и остались из семерых с фотографии «аэродром Старый Оскол 1941» всего троя. О двух из них – комиссаре полка Ершове и зам. начальнике штаба по тылу Орлове А. – из того что имеется у меня под рукой что-либо существенного выяснить толком так и не удалось. Например, у Крылова Ершов С.В. упоминался три раза. Хотя бы Алексей Иванович разочек его по имени отчеству назвал бы. И никакого подходящего Ершова С.В. на комиссарской должности в «Подвиге народа» так же не оказалось, его нет и на «Мемориале». От Крылова знаю только одно, что при создании 455-го ап ДД «…Произошли изменения и в руководстве подразделениями. Командиром первой эскадрильи стал майор И. В. Голубенков, второй — капитан В. В. Вериженко, третьей — майор В. Г. Головатенко. Из полка убыли в другие части и соединения батальонный комиссар С. В. Ершов, капитаны Г. Д. Нестеренко и М. Е. Беляев, старший лейтенант В. М. Зеленский и старший политрук П. П. Павловец.» Знакомые все имена. Некоторых я уже упоминал в своих предыдущих постах.
В найденном на «Подвиге народа» списке на начальствующий состав дальнебомбардировочной и дальне-разведывательной авиации главного командования ВВС Красной армии, награжденных указом Президиума ВС СССР от 24.2.1942 года, под № 628 (http://www.podvignaroda.ru/?n=47004666 ) обнаруживается единственное упоминание о зам. начальнике штаба 53-го ДБАП 40-ой АД воентехнике 2-го ранга Орлове Александре Михайловиче с 1913 г.р. И все. Должно быть это он.
И остается у нас последний – это зам. комиссара по комсомолу Шапошников А.
Да, да, тот самый Шапошников Александр Иванович, удостоенный 29 марта 1942 года звания Героя Советского Союза, с июня 1942 года командир авиаэскадрильи 751-го ап ДД, а с 12 мая 1943 года командир 19-й гвардейского ап ДД, впоследствии получившего наименование Рославльско - Катовицкого Краснознаменного.

Суров и Шапошников на заднем плане.(аэродром Старый Оскол 1941 г) Но вот, что странно – в тех немногочисленных статьях об Александре Ивановиче Шапошникове, что обнаружились в Интернете, ни слова нет о его боевой работе в рядах 53-го ДБАП. А боевое крещение этот знаменитый летчик получил в его составе еще в финскую войну. И первый раз был сбит ни при налете на Кенигсберг, как утверждается в некоторых статьях из Интернета, а под Вильно. Об этом можно прочитать в моих постах, начиная с 21. Они сражались за Родину… 25 июня 41-го. Трагедия над Вильно. (Часть 1).
И Берлин в августе 41-го с острова Эзель Шапошников не бомбил, хотя и был в составе оперативной группы Щелкунова из 40-ой БАД и на острове некоторое время находился. Этим событиям и некоторым подробностям, почему летчик Шапошников так и не слетал тогда на Берлин, посвящены мои посты, начиная с 83. Что было, то было. 41-й. Будущие генералы, Щелкунов и Юспин, бомбят Берлин…
Летчик Шапошников на Берлин все же летал, но это было в составе 751 ап ДД. Из представления на командира 19 ап ДД подполковника Шапошникова на звание дважды ГСС от 29 сентября 1943 г. читаем, что он к тому времени совершил 227 успешно выполненных боевых вылетов. И 14 раз летал бомбить военно-промышленные и политические центры противника, в том числе Берлин – 29.8.42 г, 10.4.43 г. и 20.4. 43 г.
Причины наградить летчика второй Звездой Героя были весомые – было совершено более 200 боевых вылетов. Но командование посчитало иначе, и Герой удостоился своего очередного ордена, на этот раз ордена боевого Красного знамени.
Но вернемся в 53-ий ДБАП, ведь звание ГСС Шапошников получил, находясь в его рядах.
Из наградного листа на командира АЭ 751 ап ДД майора Шапошникова А.И., представленного к ордену Ленина, от 4 ноября 1942 года находим, что им произведено 148 боевых самолетовылетов из них 135 ночью. После присвоения ему звания ГСС тов. Шапошников произвел 75 боевых вылетов ночью с отличным выполнением боевого задания. Выходит, что за период с 22.6.41 г. по 29. 3. 42 г. Герой совершил 73 боевых вылетов из них 13 днем, и главное в рядах 53-го ДБАП. За этот период Александр Шапошников награждался дважды, помимо звания ГСС он сначала удостоился своего первого ордена боевого Красного знамени. Напомню, что 53-ий ДБАП за время своего существования до создания 5 марта 1942 года АДД, принимал самое непосредственное участие в провале гитлеровского плана Барбаросса и в разгроме немцев под Москвой, в том числе и с аэродрома Старый Оскол, сдерживая танковые армии Гудериана. И как пишет в одном из писем генерал Юспин своему бывшему подчиненному штурману Стогину: «138 экипажей летного состава погибло за войну, из них 109 в 41-ом…»
Такие вот ассоциации навеяла фотография с далекого 41-го. С трудом, но все же распутывался очередной «клубок» людей и событий. Пусть не до конца и пусть остались вопросы, главное начало положено.
Вот и остались из семерых с фотографии «аэродром Старый Оскол 1941» всего троя. О двух из них – комиссаре полка Ершове и зам. начальнике штаба по тылу Орлове А. – из того что имеется у меня под рукой что-либо существенного выяснить толком так и не удалось. Например, у Крылова Ершов С.В. упоминался три раза. Хотя бы Алексей Иванович разочек его по имени отчеству назвал бы. И никакого подходящего Ершова С.В. на комиссарской должности в «Подвиге народа» так же не оказалось, его нет и на «Мемориале». От Крылова знаю только одно, что при создании 455-го ап ДД «…Произошли изменения и в руководстве подразделениями. Командиром первой эскадрильи стал майор И. В. Голубенков, второй — капитан В. В. Вериженко, третьей — майор В. Г. Головатенко. Из полка убыли в другие части и соединения батальонный комиссар С. В. Ершов, капитаны Г. Д. Нестеренко и М. Е. Беляев, старший лейтенант В. М. Зеленский и старший политрук П. П. Павловец.» Знакомые все имена. Некоторых я уже упоминал в своих предыдущих постах.

Ершов С.В с трубкой и Орлов (аэродром Старый Оскол 1941 г)
В найденном на «Подвиге народа» списке на начальствующий состав дальнебомбардировочной и дальне-разведывательной авиации главного командования ВВС Красной армии, награжденных указом Президиума ВС СССР от 24.2.1942 года, под № 628 (http://www.podvignaroda.ru/?n=47004666 ) обнаруживается единственное упоминание о зам. начальнике штаба 53-го ДБАП 40-ой АД воентехнике 2-го ранга Орлове Александре Михайловиче с 1913 г.р. И все. Должно быть это он.
И остается у нас последний – это зам. комиссара по комсомолу Шапошников А.
Да, да, тот самый Шапошников Александр Иванович, удостоенный 29 марта 1942 года звания Героя Советского Союза, с июня 1942 года командир авиаэскадрильи 751-го ап ДД, а с 12 мая 1943 года командир 19-й гвардейского ап ДД, впоследствии получившего наименование Рославльско - Катовицкого Краснознаменного.

Суров и Шапошников на заднем плане.(аэродром Старый Оскол 1941 г)
И Берлин в августе 41-го с острова Эзель Шапошников не бомбил, хотя и был в составе оперативной группы Щелкунова из 40-ой БАД и на острове некоторое время находился. Этим событиям и некоторым подробностям, почему летчик Шапошников так и не слетал тогда на Берлин, посвящены мои посты, начиная с 83. Что было, то было. 41-й. Будущие генералы, Щелкунов и Юспин, бомбят Берлин…
Летчик Шапошников на Берлин все же летал, но это было в составе 751 ап ДД. Из представления на командира 19 ап ДД подполковника Шапошникова на звание дважды ГСС от 29 сентября 1943 г. читаем, что он к тому времени совершил 227 успешно выполненных боевых вылетов. И 14 раз летал бомбить военно-промышленные и политические центры противника, в том числе Берлин – 29.8.42 г, 10.4.43 г. и 20.4. 43 г.
Причины наградить летчика второй Звездой Героя были весомые – было совершено более 200 боевых вылетов. Но командование посчитало иначе, и Герой удостоился своего очередного ордена, на этот раз ордена боевого Красного знамени.
Но вернемся в 53-ий ДБАП, ведь звание ГСС Шапошников получил, находясь в его рядах.
Из наградного листа на командира АЭ 751 ап ДД майора Шапошникова А.И., представленного к ордену Ленина, от 4 ноября 1942 года находим, что им произведено 148 боевых самолетовылетов из них 135 ночью. После присвоения ему звания ГСС тов. Шапошников произвел 75 боевых вылетов ночью с отличным выполнением боевого задания. Выходит, что за период с 22.6.41 г. по 29. 3. 42 г. Герой совершил 73 боевых вылетов из них 13 днем, и главное в рядах 53-го ДБАП. За этот период Александр Шапошников награждался дважды, помимо звания ГСС он сначала удостоился своего первого ордена боевого Красного знамени. Напомню, что 53-ий ДБАП за время своего существования до создания 5 марта 1942 года АДД, принимал самое непосредственное участие в провале гитлеровского плана Барбаросса и в разгроме немцев под Москвой, в том числе и с аэродрома Старый Оскол, сдерживая танковые армии Гудериана. И как пишет в одном из писем генерал Юспин своему бывшему подчиненному штурману Стогину: «138 экипажей летного состава погибло за войну, из них 109 в 41-ом…»
Такие вот ассоциации навеяла фотография с далекого 41-го. С трудом, но все же распутывался очередной «клубок» людей и событий. Пусть не до конца и пусть остались вопросы, главное начало положено.