wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

94. Что было, то было… Фотография из прошлого и ассоциации из настоящего…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 94. Что было, то было… Фотография из прошлого и ассоциации из настоящего…
    Этот пост дается мне с трудом. Казалось бы, есть фотография и на обороте надпись: где и когда был сделан снимок, а так же кто на нем запечатлен.

Старый_Оскол_41-а   Старый_Оскол_41_оборот_а
Аэродром Старый Оскол 1941-1942 и Оборотная сторона фотографии

      И два письма найдено по угловатому почерку,  что на фотографии.  В одном скупая автобиография в общих словах на некоего Нестеренко Геннадия Дмитриевича. За 3 боевых вылетов в стычке с японцами у озера Хасан в качестве командира звена 57 СБАП он удостоен нагрудного значка участника Хасанских боев 1938 г.  По  окончанию этого конфликта его АЭ в Спасске погрузили в вагон и отправили на финский фронт в г. Гдов. В войне с белофиннами  в 1939 г произвел в той же должности 12 боевых вылетов. За что был награжден первым орденом «Боевого Красного знамени...

      В июне 41-го в Ивановской Высшей Школе летчиков и штурманов, в которой он был командиром отряда, был сформирован полк. Одна из эскадрилий этого полка под командованием Нестеренко, была придана  53-му ДБАП, который базировался на аэродромах в Будово и Выдропужске под Торжком Калининской области.  За годы войны с гитлеровской Германией  Нестеренко произвел днем 26 вылетов одиночно и в составе АЭ и ночью 67 боевых вылетов. За что был награжден орденами:  Ленина, еще двумя Красного знамени, Отечественной войны I и II степеней и 12 медалями. Войну закончил в Польше в составе 173 гвардейского Орловско-Берлинского Краснознаменного полка  2-ой гв. БАД.
      В другом письме, если не считать печальных событий, неизбежно сопутствующих человека под старость, связанных с потерей близких людей и жалоб на подорванное временем здоровье, констатируется  факт, что живет он хорошо, работает ночным дежурным у «кремлевского аппарата» в ОКБ Туполева, и передает большой привет адресату.
Вот, пожалуй, все, и никаких тебе комментариев по поводу фотографии с надписью «Аэродром Старый Оскол 1941-1942 годы».  Эта фотография, как бы сама по себе в качестве случайного приложения к этой сухой биографии,  стала для меня раздражителем и не давала покоя.
      Наконец, почувствовав, что пришло время во всем разобраться, я начал поиск.
      В конце войны командование дальней бомбардировочной авиации, видать, обязало полковых штабистов создать истории своих частей. Один из таких документов на 102 листах машинописного текста под названием «История части. 30 гв. БАП в Великой Отечественной войне»  был передан мне для ознакомления историком Сергиенко А.М.
      Когда я работал над отцовской книгой, я уже знал, что 30 гв. БАП до создания 18-й воздушной армии  в конце 1944 года на основе АДД именовался как  455 ап ДД. Он же в начале войны был сформирован на базе 42-го ДБАП, как 42 “а” ДБАП, а затем переименован в  455 ДБАП.  Оба эти полка – 42-ой и 455-ый входили в 133 дальнебомбардировочную авиадивизию.   Это случилось в Кировабаде  в конце августа 1941 года. Оба эти полка использовались при оккупации Ирана советскими и английскими войсками, а затем, перебазировавшись  под Ярославль, участвовали в битве за Москву.
      А после 5 марта 1942 года, когда была создана АДД, 133-я ад была переименована в 36-ю ад ДД в составе тех же полков, но под именами 42-го ап ДД и 455-го ап ДД. И при этом, как потом я узнал по материалам из архива Сергиенко,  455-ый ап ДД был пополнен остатками личного состава расформированного из-за катастрофических потерь 53-го ДБАП при использовании его в качестве дневной фронтовой бомбардировочной авиации.  Исходя из этих фактов, история 30-го гвардейского БАП должна начинаться, казалось бы, с момента создания самого 42-го ДБАП, как предшественника, т.е. с лета 1938 г.  Но  вот как начинается «официальная» история этой боевой части…
      «… 22 июня 1941 года … полк базировался на полевых аэродромах Рельбицы… и был способен всеми имеющимися 63-я экипажами выполнять боевые задачи…
      Боеспособность полка, именовавшегося в то время 53 дальнебомбардировочным авиационным полком, позволяла вести боевую работу днем в сложных метеоусловиях - 75% и ночью на полный радиус действия - 25% численного состава  имеющихся экипажей…»
      «Искажение» исторических фактов?
      Мне не хотелось бы искать в этом какую-то преднамеренную «закулисную» подоплеку. Укажу лишь на то, что создатели этого исторического документа с большой вероятностью преследовали весьма благородную цель - это  увековечивание ратных дел личного состава расформированного 53-го дальнебомбардировочного авиаполка в начале войны. Влившись в состав 455-го ДБАП, эти оставшиеся в живых люди за первые 8 месяцев войны успевшие заматереть в воздушных сражениях, сыграли весьма значимую роль в становлении боевого духа полка. Их опыт ковался через невосполнимые потери боевых друзей, их нещадно учил воевать враг и, как показало время, научил на свою голову.
      Мемуары и воспоминания выходцев из 455 ап ДД как бы делятся на два вида. Одни, как Алексей Крылов, Николай Стогин как раз те, кто из 53-го ДБАП.  А Стогин так вообще из 200-го ДБАП, которого постигла та же участь, что и 53-й ДБАП, но гораздо раньше. Штурман Стогин вспоминает, что за первые два месяца войны, полк дважды успел погибнуть, прежде чем его расформировали и оставшимся личным составом они вошли в 53-й ДБАП. Они то и рассказывают в начале своих повествований о тех людях, оставшихся навсегда в том суровом времени незаживающей душевной раной в их памяти.
      Другие, как Николай Купцов, Леонид Касаткин, пришли в 455 ап ДД уже в разгар войны и вспоминают  о выходцах из 53-го ДБАП, как об опытных старших товарищах в контексте приобретения уже своего боевого опыта.
      Но это «побочный продукт», ассоциированный фотографией с надписью «Аэродром Старый Оскол 1941-1942 годов». А в «Истории части» нахожу:
      «…Для нанесения удара по мотомеханизированной армии Гудериана, наступавшей на район Брянска, приказом Главного Военного Совета 29 августа 1941 года из полка откомандирована оперативная группа в составе 12 экипажей,  6 экипажей из 7 ДБАП и 6 из 7 ТБАП, которые были подчинены командиру 52 авиадивизии генерал-майору Дубошину, базирующегося на аэродроме Старый Оскол.
      С этого аэродрома оперативная группа 53 ДБАП произвела 259 боевых самолетовылетов по уничтожению мотомехколонн в районе Брянск, Орел, Полтава, Суммы, Севск, Дмитровск –Орловский, Кромы и другие.
      В воздушных боях сбито 8 истребителей противника. За успешное выполнение заданий Правительства экипажам, участвующим в боевых действиях на Брянском фронте, объявлена благодарность лично товарищем Сталиным и 90 человек летно-технического состава награждены орденами и медалями Союза ССР…» Вот с какими событиями, оказывается, связана эта фотография! Но продолжим исследование.
      При представлении на преобразование 455 ап ДД в гвардейский был создан документ под названием «Краткие итоги боевой работы 455 ап ДД с начала боевых действий по 1 августа 1943 года», который так же обнаружился в архиве Сергиенко. Он начинается так:
      «Полк начал свои боевые действия с 13 октября 1941 года.
      За период боев на дальних и ближних подступах к Москве и наступления Красной Армии зимой 1941-1942 года полк совершил 695 боевых самолетовылетов.
      В марте-апреле 1942 года полк доукомплектовался за счет 53 ДБАП 40 ад. Личный состав 53 ДБАП, уже имевший к этому времени богатый боевой опыт составил основное ядро, ныне существующего 455 авиационного полка Дальнего Действия.
      53 ДБАП с первых дней войны бомбил глубокий тыл врага, совер­шив по военно-промышленным и политическим центрам противника 30 боевых самолетовылетов.
      Одновременно с этим с 25 июня по 5 июля 1942 года полк совершил 181 боевой самолетовылет по мотомехвойскам противника в районе Вильно, Минск, Каунас, Двинск.
      С 9 июля по 20 июля 1941 года полк бомбил мотомехвойска противника при подходе их к городу Великие Луки.   Совершенно 73 боевых самолетовылетов. По данным наземного командования бомбардиров­кой была разгромлена мотомехдивизия противника, полк получил благо­дарность от Главного Военного Совета.
      С 20 июля по 3 октября 1941 года полк совершил 241 боевой самолетовылет по мотомехвойскам противника в интересах Западного, Северо-Западного и Брянского фронтов.
      Оперативная группа полка с 29 августа по 24 ноября 1941 года бомбила танковую армию Гудериана и совершила при этом 259 боевых самолетовылетов. За отличнее боевые действия личный состав опера­тивной группы получил благодарность Верховного Главнокомандующего товарища Сталина. 90 человек личного состава было награждено Пра­вительственными наградами.
      С 3 октября 1941 года по 27 января 1942 года полк совершил 195 боевых самолетовылетов по мотомехвойскам в интересах Брянско­го и Западного фронтов.
      Кроме этого, оперативная группа полка в количестве 6 экипаже за период с 9 сентября по 25 ноября I941 года была придана 52 ад.
      Всего за период с 22 июня 1941 года по 1 февраля 1942 года 53 ДБАП совершил 979 боевых самолетовылетов…» 
      Только вот ни в одном из этих документов не упоминается о безвозвратных потерях в количестве 196 человек за этот период истории 53-го ДБАП. Этот список находится здесь: http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9490128&page=1 . Правда некоторым из них повезло, они остались назло всему живыми. Но об этом потом.
      Окончание следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments