Никита Донцов (avianikitoss) wrote in mil_history,
Никита Донцов
avianikitoss
mil_history

Categories:

Цвитан Галич и хорватские пилоты

Оригинал взят у avianikitoss в Цвитан Галич и хорватские пилоты
Цвитан Галич, капитан и обладатель титула Vitez, безусловно является одним из выдающихся хорватских пилотов времен Второй Мировой Войны. Он, возможно, представляет из себя наиболее характерный пример военного использования хорватских талантливых летчиков. Во время своей службы на Восточном фронте он одержал 38 подтвержденных побед, а также 8 побед, записанных как «вероятные». Это результат ставит его на чистое второе место в ранге самых результативных хорватских летчиков. Галич был безусловно выдающимся пилотом, совершившим 439 боевых вылетов. В этой статье мы остановимся не только на истории собственно пилота Цвитана Галича, но и на истории его друзей, служивших в четвертой истребительной группе, поскольку их история, как и история группы, неотрывно связаны с Цвитаном Галичем.





Цвитан Галич родился в Gorica в семье, состоящей из девяти детей. После начальной школы, законченной в местечке Sovicim, за которой последовало краткое пребывание в доме своего дяди – медика, он принимает решение начать военную карьеру, и в 1927 году поступает в пехотное училище. Во время обучения он демонстрирует все свои выдающиеся качества, становится одним из лучших, что безусловно влияет на последующее решение Цвитана перейти в авиационную школу. После сдачи всех экзаменов в школу пилотажа в Monstar в 1930 году, он был переведен в Skopje, где зарекомендовал себя одним из самых многообещающих пилотов. Затем он продолжил свое обучение в школе истребителей в Zemun, где ему покорился даже диплом инструктора.

29 марта 1937 года Галич женится на Ana Vocel. Молодожены проживают в Zemun, где Цвитан строит свой фамильный дом (который будет конфискован в послевоенные годы). От этого брака у них рождаются две девочки – Vesna и Jasmina, но счастье молодых было слишком призрачно – через короткое время обе девочки умирают. В это время в Европе начинается война, и ее развитие на территорию Балкан становится неизбежным.

Начало 1941 года сержант Галич встретил в Kosor, неподалеку от Mostar, где располагалась 3-я пилотажная школа JKRV, в которой он служил в то время. Цвитан не задержался там надолго, перейдя на должность командира звена на аэродроме Sinj, расположенного в километре северо-восточнее Split.


Лейтенант Цвитан Галич в военной форме со всеми своими наградами. Фото сделано зимой 1943-1944. Золотой немецкий крест (на левом нагрудном кармане) он получил 23 июля 1943 года когда был еще младшим лейтенантом.

РОЖДЕНИЕ NDH – НЕЗАВИСИМОГО ХОРВАТСКОГО ГОСУДАРСТВА

На заре 6 апреля 191 года соединения Люфтваффе, составленные из бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков, пересекли границы Греции и Югославии. Через несколько десятков минут они уже возвращались на свои базы на юге Австрии, в Венгрии, Румынии и Болгарии. Итальянская истребительная авиация также приняла участие в этих налетах, совершив атаки на базы гидросамолетов в Vodice и Kumbur. Итогом налета первой волны стали 58 боевых и 28 учебных самолетов, полностью уничтоженных на земле. Этот разрушающий рейд против военных и промышленных объектов совершил VIII-й Fliegerkorps совместно с силами Luftflotte 4, и добились они очень достойных результатов. План “Marita” немецкого генерального штаба начал осуществляться.
Вскоре после первой атаки, югославская армия распалась на различные соединения, не обладающие способностью к сопротивлению. Принимая во внимание абсолютное отсутствие средств связи между подразделениями и генеральным штабом, единственным приемлемым действием оставалось только отступление. Однако несмотря на это некоторые подразделения JKRV приняли бой с немецкими частями, но все усилия югославских истребительных и бомбардировочных частей не могли серьезно повлиять на общий ход событий. 10 апреля II-я немецкая Армия вступила в хорватскую столицу, Zagreb. Вскоре после этого члены движения Oustachi, ранее неоднократно укрывавшиеся в Италии и в Германии, объявляют о независимости Хорватии. Доктор Ante Pavelic становится первым главой нового государства – NDH.

В это же время югославская коммунистическая партия начинает призывы к вооруженному сопротивлению захватчикам. Спустя три месяца происходят первые военные операции югославских партизан.

Венгрия также незамедлительно реагирует на образование NDH. 11 апреля 1941 года венгерский диктатор (сам он именовал себя королевским регентом) Miklos Horty отдал своим войскам приказ оккупировать сектора Murakoz, Murasziget и Bacs, в которых процент венгерского населения был очень высок.

Наследующий день, 12 апреля, пал Belgrade. Югославское правительство короля Pierre II эмигрировало в Athenes, откуда затем перебазировалось в London. Пятью днями позже, 17 апреля, было подписано соглашение, по которому югославское королевство фактически прекращало свое существование, поскольку его территория была практически поделена между оккупировавшими Югославию северными и восточными странами.

После капитуляции свое существование прекратила также и югославская армия. Многие солдаты оказались в лагерях для военнопленных, многие ушли к партизанам и стали скрываться в горах. Матчасть была в основной своей массе разрушена и уничтожена, что то было захвачено неприятелем. Части недавно созданной хорватской армии вооружались, естественно, из арсеналов бывшей армии Югославии, ее же структуру эти новые части и сохранили без изменений. Новорожденные HRZ возглавил генерал авиации Vladimir Kren. Как и многие сателлиты Люфтваффе, военно воздушные силы нового государства обладали целой разношерстной палитрой боевой техники. Отчасти именно поэтому военно-воздушные силы этого нового государства были откровенно слабыми, что очень хорошо стало заметно во время первого периода войны с СССР.

В эпоху драматического создания NDH, Цвитан Галич получил повышение по службе, и остался на аэродроме Sinij, где он добровольцем и вступил в ряды хорватской армии. Затем он был переведен в 4-ю истребительную группу, командовал которой Franjo Dzal и которая являлась составной частью только что созданных ВВС Хорватии (HZL – Hrvatska zrakoplovna legija).


Stjepan Radic беседует с другим пилотом хорватской эскадрильи на фоне Bf-109E-3 (“15 зеленый»). На этом самолете часто вылетал и Цвитан Галич. Фото сделано на аэродроме Мариуполь.

ОБУЧЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

Во вторник, 15 июля 1941 года, 4-я истребительная Группа, совместно со своим техническим персоналом, получает приказ покинуть Zagreb и передислоцироваться на аэродром Furth, в 10 километрах северо-западнее Nuremberg, где находилась Jagdfliegerschule 4. Всего к субботе, 19 июля, в школу под руководством Dzal прибыли 202 человека – пилоты, механики, оружейники. Все они прошли очень суровый курс обучения, вовремя которого даже погиб один хорват – пилот lieutenant Ivan Rubcic. В течение примерно двух месяцев каждый из хорватских пилотов получил как минимум несколько десятков часов налета а Arado Ar-96B, Bucker Bu-131 “Jungmann”, а также на устаревших Bf-109E. Многие техники и пилоты продолжили затем обучение в местечке Herzogenaurach в Баварии. Курсы полностью были завершены к концу сентября и 22 пилота, разделенные на две группы, попали в 10-ю и 11-ю воздушные Эскадрильи под командованием соответственно капитана Vladimir Ferencina и Zlatko Stipcic.
В это время на восточном фронте происходили жаркие сражения, и вопрос появления там хорватских пилотов был всего лишь вопросом времени. В ближайшие после перевода несколько дней, в 10-ю эскадрилью поступили одиннадцать Bf-109E-1, E-4 и Е-7. По некоторым источникам эти самолеты ранее принадлежали III/JG52. Воскресенье, 28 сентября, часть пилотов этих подразделений, в том числе и Цвитан Галич, получили приказ о переброске на один из аэродромов полтавского района, расположенный в 140 километров юго-западнее Харькова. Однако длительная передислокация, во время которой пилоты миновали Прагу, Краков, Лемберг (современный Львов), Винницу и Кировоград, не могла пройти гладко. Во время одного из перелетов, лейтенант Ivan Karner разбился за штурвалом своего Bf-109E07 WNr 1431 во время посадки на аэродром Лемберга. Механики тогда отметили, что степень повреждений самолета достигает 45%. Происшествий не избежал даже Mato Culinkovic, который должен был привести соединение на прифронтовой аэродром и который станет вскоре его командиром. Однако несмотря на все проблемы, хорватские пилоты предстали перед Stab JG52 6 октября 1941 года.


Bf-109E-4 (“2 зеленый“) Октябрь-ноябрь 1941 года. В это время хорваты подчинялись III./JG52 под командованием Hubertus von Bonin. Отметим нестандартную схему камуфляжа – возможно с использованием RLM74/75/76.

УДАЧНОЕ КРЕЩЕНИЕ ОГНЕМ

Итак, в тот же день хорваты вошли в состав III/JG52, командовал которым Gruppenkommandeur Hubertus von Bonin, недавно назначенный на этот пост. Ewald Baumgarten был тогда же придан этому подразделению с задачей сражаться на стороне хорватских пилотов начиная с дня перевода. 9 октября эскадрилья была признана годной для выполнения заданий и пилоты начали выполнение миссий, взлетая с аэродрома Кременчуг. В тот же день на аэродромом появился пришедший со стороны Краснограда (ранее называвшегося Константиноград) советский Р-10. Прошло всего несколько минут, и Baumgarten записал на свой счет первую победу.
Между 11 и 25 октября 1941 года пилоты 10-й эскадрильи выполняли дежурные полеты в районе Харькова. Эти полеты, называвшиеся у хорватов»крещением огнем», на деле были обыкновенным сопровождением групп немецких бомбардировщиков и разведчиков. После полной адаптации к боевому распорядку, 12 ноября подразделение было переброшено из Кременчуга в Таганрог, на побережье Азовского моря, где и пробыло вплоть до 1 декабря 1941 года.
Воскресенье 2 ноября командир 10-й эскадрильи Vladimir Ferencina одержал свою первую подтвержденную победу, сбив, вероятнее всего, И-16. Сражение проходила к северу от Ростова. В воскресенье 9 ноября командир группы Franjo Dzal также открывает личный счет, а 16 ноября Baumgarten одерживает свою вторую победу. Четырьмя днями позднее немецкий пилот хорватского соединения не возвращается на свой аэродром. Пилотируя свой Bf-109F-4 он завязал бой с численно превосходящими его И-16 в небе над поселком Властурка. Естественно, что в маневренном бою ни у одного пилота «Фридриха» не было бы шанса остаться в живых.
В конце ноября Галич одерживает свою первую победу – ему удалось зайти в хвост и подбить советский И-16. Вообще этот советский истребитель является наиболее часто упоминаемым в списке побед Галича, особенно в первой половине его пребывания на восточном фронте.
Понедельник, 1 декабря 1941 года хорваты переводятся на аэродром Мариуполь. В начале января 1942 года 10-я истребительная эскадрилья располагает всего семью Мессершмитами. Похожие потери понесла и 11-я истребительная эскадрилья. OKL, получив такие неутешительные данные, издает распоряжение о слиянии двух эскадрилий в единую 10-ю, командиром которой назначается Mato Culinovic, получивший боевой опыт во Франции и лишь после победы на западе переведенный на восточный фронт.
Хорваты тем временем недолго остаются в Мариуполе. Они быстро возвращаются в Таганрог, где вновь приступают к миссиям по сопровождению бомбардировщиков, имеющих целью уничтожение железных дорог противника. Все это время немецким бомбардировщикам удается атаковать лишь отдельные бронемашины и транспортные грузовики советов в оперативной глубине, осуществляя взлеты с аэродромов Покровское (сегодня Покровск, 110 километров западнее Донецка), Курганная (сегодня Курганинск, 30 километров западнее Армавира), Таганрог, Ейск (130 километров юго-западнее Ростова-на-Дону) и Успенская. 12 декабря соединение теряет один Bf-109E-4 (WNr 3324) на аэродроме Таганрога, когда в результате аварии степень повреждения самолета достигает 60%. Список пилотов 10-й эскадрильи на февраль 1942 года состоял из следующих имен:
- LjudevicBencetic, Slavko Boskic, Mato Culinovic (станет командиром эскадрильи с 25 февраля 1942 года), Franjo Dzal (командир эскадрильи до 25 февраля 1942 года), Vladimir Ferencina, Cvitan Galic, Josip Helebrant, Ivan Jergovic, Tomislav Kauzlaric, Martin Korbelik, Jure Lasta, Stjepan Martinasevic, Veco Mikovic, Arkadije Popov (пилот русского происхождения, призванный на восточный фронт), Stjepan Radic, Albin Starc, Zatko Stipcic, Berislav Supek, Nikola Vucina


Bf-109E-3 (“17 зеленый“) из 4-й истребительной Группы на аэродроме Евпатория в начале мая 1942 года. На самолете летал Stjepan ”Stipe” Radic. К моменту своей гибели 29 августа 1943 года на его счету было восемь подтвержденных побед.

Хорваты празднуют Новый 1942 Год на аэродроме Мариуполь, однако именно в этот день один из их Messerchmitt Bf-109 (WNr 3498) получил 40-процентные повреждения. Всего же на конец января 1942 года хорватские летчики одержали 23 подтвержденные победы, что являлось очень неплохим результатом и удостоилось личной похвалы от командующего IV.Fliegerkorps, G.d.F. Kurt Pflugbeil. Вообще говоря, генеральный штаб не считал период между концом 1941 и началом апреля 1942 выдающимся временем. Классическая русская зима спутала все карты и практически парализовала действия авиации вплоть до начала весны 1942 года. Многие аэродромы были, в это время, покрыты гигантскими снежными сугробами, и пилоты, совместно с механиками и наземными службами, проводили дни и ночи в бесплодных попытках хоть как-то расчистить взлетные полосы. В это время полеты были единичными, но даже во время таких вылетов летчики записывали на свои счета новые победы.
В понедельник, 9 февраля 1942 года, Mato Culinovic за штурвалом своего Bf-109E-7 WNr 1438 сбил два советских И-16. Но наследующий день на аэродроме Мариуполь потерпел аварию Slavko Boskic на своем Bf-109E-7 WNr 7672, при этом степень повреждения машины составила 80%. Slavko удалось выжить, и к моменту окончания войны на его счету было 13 подтвержденных побед и 3 вероятных. В понедельник 2 марта 1942 года Цвитан Галич за штурвалом своего Bf-109E-4 WNr 1285одержал вторую подтвержденную победу, записав на свой счет сбитый над Маргаривкой (побережье Азовского моря) советский разведчик Р-10. Через три дня последовали две новые победы. В четверг 5 марта 1942 года он вылетел на истребителе Bf-109E-7 WNr 1438 ( ведомым у него был Jure Lasta на Bf-109E-7 WNr 6084) на свободную охоту в район Лисоногорской, где каждому из хорватов удалось одержать по одной победе несмотря на численное превосходство противника.


Пилоты 10-й эскадрильи на аэродроме Таганрог в январе 1942 года. Второй слева – Цвитан Галич.

15 марта 1942 года Ivan Jergovic (будущий третий хорватский ас) и его ведомый, Stjepan Martinasevic, добились своих первых воздушных побед. Jergovic пилотировал Bf-109E-4 WNr1479, а его ведомый – WNr 6354. Через пять дней, в пятницу, 20 марта, пилоты 10-й эскадрильи одержали еще четыре победы. Dzal на 109Е-7 WNr1438 добился своей второй подтвержденной победы, отправив к земле советский МиГ-1 или МиГ-3. Veco Mikovic на своем 109Е-7 WNr6087 подбил два И-16, а еще одну победу одержал Nikola Vucina на Bf-109E-4 WNr 1285. Количество побед эскадрильи стремительно увеличивалось. 24 марта Jure Lasta на Bf-109E WNr 950 отправляет на землю И-16, и в тот же день Stjepan Radic, управляя конечно же своим Bf-109E WNr 3864 , поражает еще одного противника.
В воскресенье 29 марта соединение из трех Messerschmitt взлетает на свободную охоту под командованием Franjo Dzal, пилотирующего Bf-109E-7 WNr 1438. Ведомыми у него были Veco Mikovic и Jure Lasta. Вскоре после взлета хорватские пилоты встречают соединение из примерно десяти советских истребителей, составленное из И-153 и И-16. Ожесточенный бой продолжался всего несколько минут, и по его окончании на счет Dzal был записан один И-153.
Вторник 7 апреля 1942 года стал выдающимся днем для хорватских пилотов 10-й эскадрильи, поскольку Галич на своем Bf-109E-4 WNr 1285 одержал свою пятую победу, сбив самолет Поликарпов И-16, после чего Цвитан официально стал лучшим хорватским асом. В это же время Mikovic на своем Bf-109E-7 WNr 6087 записал 28-ю победу эскадрильи, отправив к земле МиГ. 16 апреля 1942 года 10-я эскадрилья была реорганизована, и вновь стала 4-й авиационной Группой, состоящей из двух эскадрилий – 10-й и 11-й. 10-ю возглавил опытный хорватский летчик-истребитель Mato Culinovic, командование 11-й принял Vladimir Ferencina.


Групповое фото пилотов 10-й эскадрильи, аэродром Мариуполь, январь 1942 года.

В понедельник 27апреля хорватское подразделение понесло свою первую боевую потерю – с задания не вернулся Berislav Supek, пилотировавший Bf-109E-3 «зеленый 4» WNr 1411. Согласно некоторым источникам. Пилот потерял ориентировку и совершил посадку на советском аэродроме. Но также возможно, что он пал жертвой механической неисправности своего самолета, либо был сбит зенитной артиллерией на обратном пути. К концу апреля 1942 года хорватские пилоты-истребители записали на свой счет в целом 36 подтвержденных побед, неплохо показав себя на штурвалами уже устаревших 109Е.
В начале мая группа была официально переименована в “Lovacka Skupina Dzal” (Jagdgruppe Dzal или Fliegergruppe Dzal для немцев), после чего переброшена на аэродром Сарабус (современное название Гвардейское, около Севастополя) 3 мая хорваты потеряли еще один самолет – Bf-109E WNr 3664, уровень повреждений которого оценивался в 65%. На следующий день Nikola Vucina потерял свой Bf-109E-7 «зеленый 9» WNr 1506

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ

На самом деле хорватские пилоты в небе над Черным Морем не одержали такого уж большого количества побед. Связано это было, скорее всего, с тем фактом, что активность советской авиации на этом участке фронта была сведена к минимуму не смотря на великолепные метеоусловия. Однако, именно благодаря хорошей погоде, хорватам удалось во время патрулей повредит несколько кораблей советского черноморского флота.
Вскоре после этого хорватов перевели в Евпаторию. Там они сразу же потеряли Bf-109E-7 WNr 4217, поврежденный на 70% во время неудачной посадки 12 мая 1942 года. На следующий день еще один Bf-109E-7 WNr 5058 был сожжен на земле вовремя налета советской авиации. Согласно указаниям Генерального Штаба, в это время хорваты получают многочисленные Bf-109E-4 и E-7, использовавшиеся до этого на африканском театре военных действий. Пилоты, естественно, восстали против такого «обновления», поскольку надеялись получить G-2, на которых уже месяц воевали немецкие пилоты. Командир соединения, Franjo Dzal отправляет в Генеральный Штаб официальный протест, заверенный генерал-полковником Marijan Dolanski, военным атташе Хорватии в Берлине. В числе прочих аргументов Dzal отмечал, что его подчиненные одержали несколько блестящих побед, и количество таковых побед было бы несравнимо больше при наличии современной техники. Через несколько недель после этого хорватские пилоты приступают к тренировкам на G-2. В этот «конфликтный» период подразделение одерживает минимум восемь подтвержденных побед – 5 истребителей И-16 и МиГ, и три двухмоторных бомбардировщика ДБ-3.


Bf-109E-4 (“5 зеленый“), аэродром Евпатория, начало мая 1942 года. Самолет несет нестандартный темно-зеленый камуфляж.

19 мая из списка доступных самолетов группы вычеркивается Bf-109E-7 WNr1285, сильно поврежденный на вынужденной посадке. Самолет списали с процентом повреждений, равным 65%. Между 21 и 25 мая 1942 года хорватские истребители осуществляли взлеты с аэродрома Артемовск (сегодня Артемивськ, в пяти километрах северо-западнее Альчевска), а с 25 по 29 число того же месяца они совершают передислокацию в Константиновку (сегодня – Константинивка, 60 километров от Донецка). В конце месяца группа возвращается в Мариуполь. Начиная со вторника 1 июня 1942 года, начинается массовое выбывание устаревшей матчасти. Bf-109E-4 WNr3779 совершает вынужденную посадку, в процессе которой повреждает также и Bf-109E-4 WNr 1483. И если процент повреждений первого составляет всего 10%, то второй аппарат разрушен на 60%. И в довершении всего, в этот же день стойки шасси ломает Bf-109E-1, получая при этом тридцати пяти процентные повреждения. К счастью, никто из пилотов в этих происшествиях не погиб. Согласно мнению пилотов, «Эмили» к этому времени были уже сильно изношены и не позволяли выполнять на них истребительные миссии. В период с 9 по 20 июня соединение теряет в авариях еще четыре машины:
9 июня – Bf-109E07 WNr5057 Авария при посадке в Мариуполе. Пилот не пострадал;
10 июня - Bf-109E-4 WNr3238 Подлом стойки шасси при посадке в Мариуполе. Повреждение 40%. Пилот не пострадал.
13 июня – Bf-109E-4 WNr1618 Повреждения 50% во время рулежки в Мариуполе. Пилот не пострадал
13 июня – Bf-109E-4 WNr 3238 Подлом стоек шасси во время посадки в Мариуполе. Повреждение 40%. Пилот не пострадал.
20 июня 1942 года истребительная группа Dzal записывает пятидесятую подтвержденную победу. На следующий день хорватские пилоты исполняют тысячный боевой вылет, во время которого записывают еще две дополнительные победы над самолетами советской авиации.


Bf-109E-3 (“15 зеленый“) 10-я эскадрилья, аэродром Мариуполь, зима 1941-1942. На самолете часто летал Цвитан Галич.


Martin Fekets
перевод Никиты Донцова



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments