wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

84. Что было, то было. 41-й. Будущие генералы, Щелкунов и Юспин, бомбят Берлин…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 84. Что было, то было. 41-й. Будущие генералы, Щелкунов и Юспин, бомбят Берлин…
    Продолжение

      В ходе дальнейшей нашей подготовки выяснилось, что на неко­торых самолетах у отдельных моторов, очень большой перерасход масла, и это нужно было учесть.  На каждый самолет, кроме пол­ностью заправленных бензо и масло баков приказано брать с собой дополнительно бидоны с авиамаслом, а в люки подвесить по шесть штук авиабомб, весом во 100 килограммов каждая, так как там  боеприпасов в обрез и Преображенскому нечего выделить для нас. На каждый самолет выдали в авиабригаде по одной резиновой надувной лодке, а летному составу спасательные жилеты.

      10 августа в середине дня предстояло вылетать на остров Эзель. При окончательной проверке нашей готовности и последнему этапу перелета и предстоящему там самостоятельному базированию и ведению боевой роботы, в группе не оказалось специалистов по кислородно-приборному обеспечению. Нас таки  доукомплектовали за счет морской авиабригады. Кроме того, в экипаж заместителя командира эскадрильи тов. Богачева дали штурмана (фамилию не помню), вместо капитана Гончаренко, который при участии в под­готовке самолета, заправляя его бензином, поскользнулся и  упал с плоскости.  Со сломанной рукой он был госпитализирован в г. Ленинград.
      Наконец перед отлетом, последние указания - уточнен порядок перелета, высота и сопровождение истребителями. Для сопровождения наших с Щелкуновым групп  выделялось по одному истребителю МИГ-З. Погода была отличная.  Из-под Ленингра­да старт взяли на Эзель во второй половине дня.  Истребитель - оди­ночка, сопроводив нас от взлета до водного рубежа, километров 100, махнув крылом, ушел на базу.
    На небольшом удалении от южного берега Финского залива, на высоте 200-300 м над водной гладью мы шли на запад...
      Слева, почти все побережье горело в огне, обезображенное войной…  От Нарвы до Таллина стелился дым над населенными пунктами советской Эстонии. В акватории залива торчат полузато­нувшие корабли, плавают разные предметы, разбитые ящики, а вода покрыта перламутровой пленкой нефтепродуктов.
Впереди на горизонте залива изредка попадаются отдельные суда КБФ. Отворачивая, обходим конвой, стремясь не приближаться к ним.  Однако эта предосторожность не помогает, по нам ведется стрельба, не помогает и подаваемый нами сигнал «я свой самолет»,  вблизи нас вспыхивают «фонтаны»  воды.  Там вдали, пересекая залив, показался одиночный Ю-88, должно быть разведчик. Вскоре показался  Таллин. Кончится вода, далее полетим над материком, а пока под нами свинцово-черная перекатная волна гонит белые барашки.  Вдруг вижу, мой правый ведомый самолет начал неспокойно вести себя. Что с капитаном Голубенковым?  Вся наша группа почувствовала беду, не может идти в строю Иван Васильевич, отстает и уходит влево со снижением. Наблюдаем, как самолет приближается к воде, появился белый бурун, затем след белой пены  уменьшился, и вижу, распластав крылья, самолет держится на воде.  Мы продолжаем полет, минут пять прошло, а затем потерялся из виду... Каждый из нас думал, что с экипажем, как они там?  У них в турельной установке надувная лодка, людей шесть человек, из них четыре со спасательными жилетами. В са­молете бомбы, груз... вблизи вражеский берег.
Пролетаем проливы, острова архипелага, показался пустующий аэродром, по краям поросший мелколесьем зеленого можжевельника.

      - Вот и наш аэродром Аста -  сказал Василий Иванович Малыгин.
Заходим на посадку. За крылом промелькнул с заполненными само­летами «капонирами»  аэродром Кагул. Это здесь стоят самолеты части Преображенского, уже побивавшие над Берлином.  А там где-то под Ленинградом также стоят на аэродроме самолеты соединения Водопьянова, недавно вернувшиеся с Берлина.

      К нашему прилету на аэродром Аста приехал встречать сам командующий авиацией ВМФ СССР генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков. Генерал радостно нас приветствовал. Поздоровались. Разговор зашел о предстоящей боевой работе, о цели, расстоянии,  дотянут ли наши самолеты. Следовали от нас вопросы Щелкунова, Малыгина и других. На что Жаворонков ответил:
      - Вы майоры боевые, знаете куда лететь, что бомбить, сами определяйте и решайте, дело важное  - подчеркнул он - кому и на чем лететь.
      Не успели мы выслушать указание и советы генерала, как послы­шался с юга нарастающий гуд самолета.    На высоте 5000 ветров приближался Ю-88, разведчик противника. И генерал заключил:
      - Ну, ребята, теперь ждите налета.
      Личный состав группы, совместно с выделенными комендатурой БАО, гражданскими рослыми парнями быстро рассредоточили само­леты, маскируя их ветками кустарника. Парнями, оказались местные жители мобилизованные в армию, не успев надеть армейскую форму.  Добросовестно, со старанием помогали они нам. Общежитие орга­низовали нам в бывшей кирхе, в 5-7 километрах от аэродрома. Комендатура заканчивала расширение и удлинение летной полосы аэродрома,  катки уплотняли грунт.
      Когда пошли в столовую на пути преградой встал ряд огромных воронок. След, недавно свежавывернутой глины от вражеской бом­бежки, а на стене столовой, молнией извиваясь,  зияла трещина. Вокруг царило запустение и какая-то зловещая тишина, чувство­валось, что гарнизон брошен, эвакуировав. На острове Эзель в лесах пролегающих дорог появились завалы, а по наступлению темного времени, с появлением самолетов противника из каждого населенного пункта поднимался фейерверк огней от ракет местных пособников врагу - кайтселийтов.
      Наш первый вылет на Берлин был назначен на 11 августа.   

Окончание  следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments