wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

74. Наше время. Охотники убогие, ружья у них кривые, а злые волки померли с досады…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 74. Наше время. Охотники убогие, ружья у них кривые, а злые волки померли с досады…
     В последнее время на форуме a2m.ru больше читают, чем пишут. Но в «мертвый» сезон в пору отпусков и решения дачных проблем обязательно находится кто-то с «каверзным» вопросом.  И в этот раз видать «отдохнувший и набравшийся сил» участник форума Sawwatiy неожиданно преподносит:
      «Доброе время суток, Владимир. Прежде всего спасибо за Ваши публикации, читаю с интересом, жду новых с нетерпением. Теперь вопрос: - Вам известен сей труд:  А. Смирнов "Соколы умытые кровью"? А конкретно раздел III "Бомбардировочная авиация". Интересно знать мнение Вашего отца и лично Вас, где "зерна", а где "плевелы"? Может там есть объяснения некоторых событий, происходивших с полком Вашего отца. Книга достаточно документальна…»
      Оказалось, что неизвестен, и я в считанные минуты нашел «сей труд» Смирнова, скачал и, «впихнув» файл в покетбук, рванул к уходящему в Крым автобусу, чтоб поймать хотя бы на короткое время за хвост ускользающее лето…

      Меж заходами в лазурные воды Черного моря начал знакомиться с «Соколами, умытыми кровью». С предисловия. Привычка, ничего не поделаешь…  Но, что резанула глаза, так это… продолжение названия книги: «Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?», а затем и ссылка на Покрышкина: «Все было не так». Известнейший приемчик, скажу я вам.  Для «обывателя» - действенный, для понимающего - «дешевый».
      Я понял, что автор уже сделал вывод и будет на протяжении всего повествования это заявленное утверждение всячески доказывать и навязывать. Сразу возник вопрос: это вывод, полученный в результате исследования, или заранее обусловленное конъектурой времени утверждение на основе вырванного из контекста уже известного и пусть даже неизвестного, но в нужной для этого  интерпретации? Как ни как, фашистскую Германию наши разгромили и ВВС РККА в этом сыграли важнейшую роль! Пробежав несколько строк предисловия,  не выдерживаю. Сразу бросились в глаза  содержание концов «философской» палки. На одном из них была история ВВС, основанная на «не научной советской пропаганде», а на другом якобы новая история, на основе «подлинно научных исследованиях… свободных от идеологической заданности».
      Нахожу раздел III «Бомбардировочная авиация», но меня больше интересуют примечания. Их более 300-т, из них много ссылок на Швабедиссена, известного мне по Милитерелиб и несколько на Драбкина, выводов не делающего, но публикующего ценнейший материал без купюр от участников тех событий. И не единой ссылки на какой-либо «пропагандистки запачканный источник», даже головановские мемуары, советской идеологией отвергнутые, никоим образом не затронуты. Не говоря уже о Василии Решетникове, воспоминания которого вышли в эпоху, когда уже много дозволялось. Но это те спецы, без которых любое исследование с упоминанием АДД уже для меня ущербно. Да и ссылок на архивные источники не наблюдалось.
      Ну, коль я не специалист, а лишь любитель истории АДД, подумал я, то и касаться буду только того, что могу подтвердить из известных мне источников. И стал внимательно читать  третий раздел данной книги.
      «…анализу нами будет подвергнута лишь работа советских фронтовых бомбардировщиков (в том числе и дальних, использовавшихся в качестве фронтовых)   Ведь советская дальнебомбардировочная авиация по своему прямому назначению использовалась в крайне ограниченных масштабах».
      Как-то неуклюже противопоставлять работу самолета с работой видов авиации, пусть даже на основе этого самолета.  Например, бомбардировщик Ил-4, что во фронтовой авиации, что в АДД, остается самим собой.    Только способы его использования для каждого из этих видов авиации будут разными.
      В качестве дневного фронтового бомбардировщика Ил-4 в начале войны 1941 г себя не оправдал. Это факт. Летать плотным строем, чтобы отбиваться от истребителей противника, а над целью в плотном строю быть удобной мишенью для ЗА, привило, как известно,  к непоправимому. Многих полков ДБАП с матчастью Ил-4 хватило всего на 2 месяца. И мой любимый 42-ой ДБАП потому и сохранился, что в начале войны был задействован в Иранской оккупации, а влившиеся в 133-ю ад, в которую он входил, остатки 200 и 53 ДБАП, это результат использования их матчасти в качестве фронтовых бомбардировщиков в самом пекле летних событий на западных фронтах 1941 года. Как заметил штурман Стогин из 200 ДБАП, полк за эти два огненных месяца успел дважды погибнуть.
      В моих постах об этом написано достаточно, и я ссылаюсь на очевидцев таких боевых вылетов. И ссылка на то, что летный состав к началу войны был не подготовлен к ведению боевой работы, не совсем состоятелен. Хотя бы на основании следующего свидетельства летчика Клевцова (и далеко не только его одного), воспоминания которого привожу в своих постах: «…Летный состав был отлично подготовлен. Летал днем и ночью в сложных условиях. И был загублен этими командирами днем при безоблачной погоде в боевых порядках полков и эскадрилий».
      И в дальнейшем, на протяжении всей войны, в АДД работала программа ввода молодых экипажей. За это наставники, боевые и опытные, например, как Илларион Горбунов, ордена получали.
      А на полковых, дивизионных, корпусных конференциях летного состава анализировался боевой опыт. У меня имеются ряд документов по этому поводу.  Например,  7 июля 1944 года в 108 ап ДД  на конференции летного состава капитан Новожилов выступил с докладом  на тему «Противозенитный маневр», а  27 июля 1944 г  на подобной конференции 42 ап ДД  была рассмотрена тема: «Бомбардировка Ж.-Д. узлов малых и больших размеров со средней высоты». И такие теоретические конференции были на постоянной основе. Это говорит о том, что экипажи были теоретически и практически  подготовлены. Только мой отец в 108-ом ап ДД обеспечил 150 учебных вылетов. Это с осени 43-го по май 45-го.
      Что касается эффективности боевой работы бомбардировщиков АДД, то существовала четкая система контроля бомбометания по целям. Это и визуальный контроль, когда штатный контролирующий экипаж барражировал  на высоте в 200-300 метров выше высоты бомбометания и отмечал на более точной карте результаты разрывов бомб каждого экипажа, и фотосъемка результатов бомбометания, и донесения наземной разведки и партизан.
      Удивление вызывает то, как автор "Соколов, умытых кровью"  апробированную тактику ведения ночного бомбометания цели подбивает до негативного уровня восприятия несведущим читателем. Ведущий экипаж якобы учинял пожар, а ведомые, взяв огонь за мишень, по очереди или скопом сбрасывали на огонь свои бомбы.  О какой эффективности бомбардировки могла идти речь?  Заведомо утрировано представляется. И ведомые при этом выступают «попугаями».  
      Лидер группы - это опытный экипаж, как правило, выступал осветителем цели, сбрасывая соответствующие бомбы, ведомые экипажи так же имели координаты цели и с интервалом в 15-20 секунд по очереди заходили на боевой курс и, невзирая на зенитки, прожекторы, истребители противника, в течение порядка 2-3 минут разгружались над целью.  И только отбомбившись, совершали защитные маневры. Всю боевую задачу рассчитывали сначала дома в штурманской «палатке», у каждого была своя роль, свое время подхода к цели. Заранее определялся  и курс захода, и курс отхода, с учетом системы обороны цели противником, с возможными хитростями, типа захода с западной стороны, откуда противник и ждать несмел. И отводились экипажи, которые имели целью подавить ЗА противника, блокировать соседний вражеский аэродром, дабы не дать взлететь истребителям врага. И т.д. и т. п.
      Не все выше сказанное найдешь в "Соколах, умытых кровью", только в основном и в угоду доказательства, что наши на плохом железе и летали хуже и бомбили мимо, а фашисты удивлялись этой русской никчемности и в душе только радовались.
      А вывод необходимо делать не в том, что фронтовую бомбардировочную авиацию лишили Ил-4, и она от этого якобы много потеряла, а в том, что Ил-4 сберегли для АДД, и она совершила 40,5 % всех своих самолетовылетов на уничтожение войск и техники противника в интересах всех фронтов. (Правда, взяты эти цифры из идеологически «ущербного» источника – «Годы в огненном небе» Бочкарева  и  Парыгина)  Там же и узнаем, что для срыва железнодорожных перевозок приходится 30, 6% самолетовылетов. Удары по аэродромам составили 9,33% самолетовылетов. На десантирование войск и грузов пришлось 11,72% самолетовылетов. На удары по объектам глубокого тыла было осуществлено 3,15% самолетовылетов. По морским объектам выполнено было 2,86 % самолетовылетов. На воздушную разведку потребовалось 1,55% самолетовылетов. На перехват самолетов было задействовано 0,3% самолетовылетов.  И этот широкий набор направлений боевой работы АДД весьма не вяжется с  узким утверждением, что «Ведь советская дальнебомбардировочная авиация по своему прямому назначению использовалась в крайне ограниченных масштабах». Ох, как не вяжется, хотя цифра в 3,15% самолетовылетов на удары по объектам глубокого тыла как будто и мала, но АДД в другом преуспела.
      Да и подготовка Ил-4 к боевому вылету, его содержание и текущий ремонт в условиях предфронтовых аэродромов с постоянной передислокацией ПАРМ и БАО, и налетов на аэродромы вражеской авиации, вряд ли могли быть эффективными. Да при том боевые вылеты Ил-4 днем еще и требовало истребительного сопровождения, и усиленного, по мнению Смирнова, бортового вооружения с вводом дополнительного 5-го члена экипажа для этого прославленного бомбардировщика. Ведь, фронтовая авиация предполагала выполнять по несколько самолетовылетов за сутки. Я не знаю, как это обстояло для Пе-2 и А-20. Я знаю одно, что это имело место в боевой практике. Но для  Ил-4 второй боевой вылет был возможен в АДД, однако, в пределах ближнего, чем среднего радиуса действия, но в пределах одной ночи. Это характерно для 36-ой ад ДД  в майские круглосуточные полярные дни 42-го года с аэродрома Ваенга-1, когда Голованов распорядился лучшими ее экипажами обеспечивать с воздуха союзнические морские конвои в порты Мурманска. Тогда, в какой час не лети, все днем было.
      Вспоминает один из летчиков,  воевавший на Ил-4, Пшенко Владимир Арсеньевич, по книге «Я дрался на бомбардировщике» Драбкина А. В.:
      « Хотя Ил-4 мне нравился — на нем можно было хорошо летать и в простых, и в сложных условиях, все же он был очень капризным самолетом и многих летчиков унес на тот свет… …отсутствие автопилота и второго летчика приводило к тому, что при выполнении полетов продолжительностью шесть, а то и девять часов летчик после посадки выходил из самолета, шатаясь от усталости. Бывало, придешь после боевого вылета в столовую, выпьешь 100 грамм — и пьяный вусмерть. Очень истощается нервная система, и чаще, чем два-три раза в неделю не полетишь».
      Но надо отметить, что место штурмана было оборудовано дополнительным рукояткой для управления самолетом, и он также становился пилотом, когда это было необходимо.
      И то, что в среднем летчики АДД совершали боевые вылеты через 2-4 дня, было нормой. А летчики и штурманы в АДД, совершившие 200 и более боевых самолетовылетов, как правило, становились ГСС.
      Что же касается воспоминаний дважды ГСС А.И. Молодчиго, что «по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать, или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме…», то выводы, сделанные автором «Соколов, умытых кровью» неубедительны по сути. Вряд ли это было основным дефектом при бомбометании, так как при данной неустойчивости надобно еще до цели как-то дотянуть. И мне ни понятны примеры выхода на цель Пе-8, когда речь идет про Пе-2. А вот эпизоды наведения на цель «Аннушек» в «Торпеданосцах» за душу берут. А «Аннушка», то бишь ДБ-3а, тот самый неустойчивый бомбардировщик и есть.
      И совсем несостоятельно недоумение автора "Соколов, умытых кровью" от отказа довести бомбовую нагрузку для Ил-4 до технически заявленной, т.е.  до 2500 кг. Автор не учел, что эти дополнительные 1000 кг бомб могут быть подвешенными только с наружи бомбардировщика. А при дневном применении Ил-4 с таким грузом делало его еще более тихоходным и неуклюжим.
      О навигационных приборах и про умение ими пользоваться в ночное время, очень убедителен пример, правда, при полете на ТБ-3, приводится в воспоминаниях моего земляка летчика Лукьянова: «В ночь на 12 мая 1942 года ТБ-3 Лукьянова, не обнаружив  условных костров на земле, пробыл над целью один час 45 минут.  Но добился своего: земля все же подала тот сигнал, который был обусловлен боевым заданием – квадрат их четырёх костров. На сброс всего груза пришлось сделать четыре захода. В результате горючего для полёта в Монино не хватило. Пришлось для дозаправки садиться в Серпухове. Вот и представьте, как точно надо вывести штурману самолет ночью на лесной пятачок в назначенное время, когда ничего с земли не видно, верить в то, что сделано все правильно, а затем кружить и кружить над ним, дожидаясь нужного сигнала!» Это весьма положительно характеризует всю штурманскую братию АДД.
      Заявление, что навигационные приборы, прицелы на советских бомбардировщиках были несовершенными спору не полежит, если сравнивать их с нынешними. Других тогда не было. И летчики, и штурманы, и стрелки-радисты этим «несовершенством» пользовались на полную.
      Просто автор «Соколов, умытых кровью» видать не хочет признать, что Ил-4 в качестве дальнего бомбардировщика, более эффективен в ночное время. А в качестве дневного бомбардировщика для фронтовой авиации он обречен.  А так как Ил-4 к тому же  удобен и прост для серийного производства, то и выпускался в больших количествах и командованием АДД его потенциал успешно извлекался для выполнения задач, поставленных Ставкой.  Да и крайняя позиция автора в использовании материала в своем исследовании привила к такому однобокому выводу, что советские ВВС воевали хуже Люфтваффе. Но почему-то наши победили. По мнению автора, числом, а потом уж умением… Все бы встало на место, если бы ответы искать меду двух концов «философской» палки, а не с одного его конца, да притом учитывая, чем палка длиннее, тем истина ближе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments