Михаил Кожемякин (m1kozhemyakin) wrote in mil_history,
Михаил Кожемякин
m1kozhemyakin
mil_history

Categories:

Воздушные тараны в небе Болгарии.

Рассказ о "воздушном гоплите" Эллады Митралексисе, опубликованный ниже, навел на воспоминания о еще двух балканских летчиках, совершивших в годы Второй мировой воздушные тараны - болгарских истребителях Димитре Списаревском и Неделчо Бончеве. Предлагаю вниманию уважаемых участников сообщества статью болгарского исследователя Ивана Бориславова, опубликованную в журнале "Авиация и Время" №6, 1998 "Таранные удары в небе Болгарии".
М.Чернев
Воздушный таран Неделчо Бойчева. Художник: Марий Чернев (Болгария).

К середине 1943 года Болгария, как союзник Третьего рейха, уже более двух лет находилась в состоянии войны со странами антигитлеровской коалиции, за исключением Советского Союза, с которым страна поддерживала мирные отношения и сохраняла дипломатические связи. Правда, активного участия в боевых действиях ее армия не принимала, и война, объявленная в Болгарии символической, пока действительно выглядела таковой. Над страной, время от времени, пролетали британские и неидентифицированные самолеты (вероятно советские, но болгарские политики деликатно это замалчивали), которые минировали Дунай - важнейшую магистраль снабжения немецкой армии. Несколько раз одиночные самолеты бомбили населенные пункты на территории Болгарии, были убитые и раненые, но истребители противодействия им не оказывали.

Первого августа дивизия американских тяжелых бомбардировщиков В-24 Liberator начала операцию под кодовым названием Tidal wave (Волна прилива). Взлетев с североафриканских авиабаз в районе г. Бенгази (Ливия), они направились в Румынию для уничтожения нефтяных полей и бензиновых заводов, расположенных вокруг г. Плоешти. Когда либерейторы появились над территорией Болгарии, в небо Софии по тревоге были подняты Me Bf 109G-2 из состава 3/6-го орляка**.Однако В-24 обошли стороной болгарскую столицу и с мессершмиттами не встретились. Атаковали бомбардировщики два устаревших Avia B-534, пилотируемые подпоручиком*** Вапцаровым и фельдфебелем Кубадиновым из 222-го ято. Эти истребители-бипланы, вооруженные7,92-мм пулеметами, существенно уступая "либерейторам" в скорости, смогли выполнить только один заход и не оказали реального противодействия. Один Доган****, поврежденный стрелками В-24, потерпел аварию при вынужденной посадке. Над целью американцы столкнулись с мощной ПВО. Огнем немецких и румынских истребителей и зенитных орудий было сбито 56 бомбардировщиков. Завершив налет, изрядно потрепанные "либерейторы" возвращались на свои базы кратчайшим путем. При этом восемнадцать В-24, приблизившись к болгарской столице, встретились с четверкой Bf 109G-2 под командованием поручика Стояна Стоянова. Атаковав бомбардировщики, истребители сбили 5 из них: два - Стоянов, ставший впоследствии лучшим болгарским асом, и по одному - подпоручики Бонев, Крестев и Бочев. В тот день на болгарской территории упал и шестой "либерейтор", который, вероятно, был подбит еще над Румынией. Выдающиеся результаты этого воздушного боя вызвали в стране бурю восторгов. Летчиков-истребителей наградили высшими болгарскими военными орденами - "Крестами за храбрость". Так началась война в болгарском небе. Продолжалась она около года и по своей ожесточенности не уступала воздушным схваткам над рейхом.Страны антигитлеровской коалиции, с целью вывести Болгарию из войны, приступили к операции Point blanc (Центр мишени), предусматривавшей нанесение серии бомбовых ударов по Софии и другим объектам на территории страны. В течение 1943-44 гг. самолеты союзников атаковали 168 целей, из которых только две, аэродром Карлово и казармы в г. Ниш, являлись исключительно военными. Днем прицельное бомбометание вели американские В-17 Flying Fortress, В-24 Liberator и В-25 Mitchell. Их прикрывали Р-38 Lightning, а позднее, с марта-апреля 1944 г., и куда более опасные Р-51 Mustang. Болгарские истребители оказывали отчаянное сопротивление, хотя соотношение сил в воздухе было обычно 1:20 в пользу союзников. Ночью прилетали англичане и производили ковровое бомбометание, действуя по принципу "Чтобы уничтожить что-то, надо уничтожить все". В болгарских воздушных войсках не было ночных истребителей. Бороться с британскими самолетами могли только четыре Ju 88 из люфтваффе, базировавшиеся на аэродроме Телиш.

** Третий полк шестой авиадивизии. С 1937 г. болгарские Воздушные Его Величества имели следующую организацию: полк (соответствует авиадивизии); орляк (полк, 36-40 истребителей); ято (эскадрилья, 12 самолетов); крыло (звено, 4 самолета).
*** До 1950 г. в болгарской армии существовали офицерские звания: офицерский кандидат (соответствует мл. лейтенанту), подпоручик (лейтенант), поручик (ст. лейтенант), капитан, майор, подполковник и полковник.
****Доган - маленький свирепый ястреб. Такое имя получил в Болгарии чешский истребитель Avia B-534.

Димитр Списаревский - первая болгарская "живая торпеда"
Списаревски

20 декабря 1943 года около 150 "либерейторов" в сопровождении 100 "лайтнингов" вторглись в воздушное пространство Болгарии с целью нанести удар по Софии. На перехват взлетели 56 болгарских истребителей: 20 Bf 109G-2 из 3/6-го орляка, базировавшегося севернее столицы на аэродроме Божуриште, и 36 Dewoitine D.520 из 2/6-го орляка, с аэродрома Враждебна, находившегося восточнее города. "Мессершмитт" с белым бортовым номером 2 пилотировал поручик Списаревский, будущий национальный герой Болгарии. Димитр Списаревский, которому полгода назад исполнилось 27 лет, был смелым и инициативным летчиком, патриотически настроенным гражданином. Он окончил болгарское военное училище и истребительную школу люфтваффе в г. Вернойхен. Осенью 1943 года Списаревский вместе с поручиком Бановым прошли стажировку на берегах Ла-Манша и приобрели опыт в отражении атак авиации союзников. 20 декабря в 11 часов 14 минут Димитр повел свой Bf 109G-2 в последний бой. В 65 км юго-западнее Софии противники встретились. Летевший на "девуатине" подпоручик Николай Начев сбил "лайтнинг", после чего завязалось ожесточенное воздушное сражение. Списаревски поджег левые двигатели одного из "либерейторов", бомбардировщик круто пошел вниз, а "мессершмитт", с набором высоты, устремился к следующей цели. О том, что произошло дальше, эмоционально рассказал пленный американский летчик Джон Маклендон: "За несколько минут до того, как был сбит мой истребитель, я стал очевидцем чего-то ужасающего. Не знаю, пережил ли кто из американских летчиков в Европе подобное. Этими глазами, которыми смотрю на вас, я видел мчащийся, как вихрь, болгарский истребитель. Он заставил рухнуть на землю один наш бомбардировщик и набросился на другой. ...Истребитель ударил его в фюзеляж... как гром, который разламывает вековой дуб. А в этом самолете был один из лучших наших экипажей. Страшная смерть и для самого смелого летчика!". Обломки обоих самолетов упали в окрестностях села Долни Пасарел, в живых остался только кормовой стрелок "либерейтора" сержант Роберт Ренер, которого взрывом выбросило из кабины. Он в бессознательном состоянии приземлился на парашюте и был взят в плен бойцами танковой бригады. Несмотря на отвагу и самопожертвование болгарских лётчиков, американская воздушная армада всё же достигла немалых успехов. 60 "либерейторов" прорвали болгарский истребительный заслон, уничтожили бомбами 113 зданий в Софии и разрушили железную дорогу в округе болгарской столицы. Из гражданского населения погибли 63 человека, а 93 жителя были ранены. Пожертвовавший своей жизнью Димитр Списаревский стал национальным героем. Его посмертно наградили "Крестом за храбрость" и повысили в звании до капитана. Cписаревский был похоронен с воинскими почестями на Аллее лётчиков на Центральном софийском кладбище. Школы, улицы и площади в Болгарии получили его имя. Этот подвиг имел большой резонанс и в стане противника. Так, лондонское радио запугивало болгарских летчиков: "Мы знаем, что Вы очень отважны, но Вас мало, всего 400 человек. Вы все можете последовать примеру Списаревского, однако наши самолеты не имеют счета...". О том, как повлиял таран на моральное состояние американских экипажей, свидетельствуют, в частности, показания лейтенанта Джона Мюрхеда, пилота B-17F, сбитого 23 июня 1944 года вблизи аэродрома Карлово. Он говорил, что "после подвига поручика Списаревского каждый из нас, в последующих полетах над Болгарией, боялся, когда мчащийся, как смерч, мессершмитт приближался к его самолету..."
В период правления Болгарской коммунистической партии (9 сентября 1944 г. - 10 ноября 1989 г.) о Списаревском упоминается очень редко, только в специализированной военной, и авиационной литературе, и только вскользь, так как болгарам было неудобно лишний раз вспоминать, что во Второй мировой войне они участвовали на стороне гитлеровской Германии. Хотя и с присоединением Болгарии к НАТО в 2004 году о Списаревском снова "начинают забывать".

Неделчо Бончев - герой второго тарана над Болгарией
Бончев

С наступлением 1944 года мощность ударов авиации союзников по Болгарии возросла. Так, 4 января объекты на территории страны атаковали 100 самолетов. В налетах 10 января приняли участие уже 480 машин, из них, согласно бюллетеню МО Болгарии, было сбито 12 бомбардировщиков и 6 истребителей. Реальные потери союзников оказались значительно больше: в тот день, по сообщениям радиостанции ВВС, на базы не вернулся 31 самолет. Такая существенная разница в оценке потерь объясняется тем, что сбитым болгары считали только тот самолет противника, который упал на их территории. Однако известно, далеко не все поврежденные над страной машины смогли дотянуть до своих аэродромов. После налета 24 января, в котором участвовали 94 самолета союзников, наступило временное затишье, так как президент Рузвельт выступил категорически против террористических бомбардировок Болгарии. Однако уже 3 марта в Москве был подписан англо-советский протокол, предусматривающий проведение операции Бодигард, цель которой - дезориентировать Германию относительно истинного места открытия второго фронта. По инициативе Великобритании союзники решили возобновить воздушные удары по Болгарии. Расчет был прост: если в результате бомбардировок эта страна разорвет отношения с Германией, та будет вынуждена ее оккупировать. А чтобы нейтрализовать незатронутую войной 510-тысячную болгарскую армию, немцам придется снять значительные силы с Восточного фронта или Нормандии. Бомбардировки Болгарии возобновились 16 марта. С возрастающей интенсивностью они следовали 17, 18, 19, 24, 29 и достигли своего апогея 30 марта. В тот день 450 бомбардировщиков Mitchell, Liberator, Flying Fortress и Halifax в сопровождении 150 истребителей Lightning в 9 часов 30 минут пересекли болгарскую границу. В бой с ними вступили 20 Bf 109G-2 с аэродрома Божуриште, 19 Bf 109G-6 и 6 D.520 с аэродрома Враждебна и 25 D.520 с аэродрома Карлово. Навстречу бомбардировщикам вылетели и четыре Avia B-135 истребительной школы. На этих учебных машинах пушки были сняты, и из вооружения остались только по два 7,92-мм пулемета. Но пилотировавшие Аvia В-135 инструкторы храбро атаковали "либерейторы" и подбили один из них. Всего союзники потеряли 9 бомбардировщиков и 2 истребителя. Отличился подпоручик Христо Костакиев, который в своем первом бою уничтожил сразу два В-17: атакованный им бомбардировщик взорвался и разрушил летевший рядом. Сбил одну "крепость" в этот день и поручик Бончев. Неделчо Бончев окончил класс летчиков болгарского военного училища и был направлен в Пиаченца (Италия) для совершенствования летного мастерства. Вернувшись в Болгарию, он прошел подготовку в истребительной школе. С 1941 года Бончев - летчик 222-го ято, а вскоре - командир этой эскадрильи. Летал на истребителях В-534, D.520 и Bf 109G-6. Первого успеха он добился 20 декабря, когда подбил "либерейтор". Прославился поручик Бончев 17 апреля 1944 года. В тот черный для болгарской авиации день 350 В-17 под прикрытием 150 Р-51 подошли к Софии. Прикрывавшие столицу летчики, привыкшие к характерным силуэтам двухбалочных Р-38, приняли "мустанги" за свои истребители. Воспользовавшись этим, американцы 9 самолетов сбили (погибли 6 пилотов) и 7 повредили. Болгарские истребители сбили 3 и подбили 8 бомбардировщиков, еще 9 самолетов противника повредила зенитная артиллерия. В том бою Бончев уничтожил две "летающих крепости". Вторую, израсходовав весь боезапас, он таранил. В момент удара болгарского летчика вместе с сиденьем выбросило из "мессершмитта". С большим трудом он освободился от привязных ремней и воспользовался парашютом.
После продолжительного лечения в военном госпитале в Софии и у родных в селе Мирково, поручик Бончев вернулся в свой орляк. 9 сентября Болгария начала военные действия на стороне государств антигитлеровской коалиции, и ее летчики первыми вступили в бой, нанося удары по отступающим войскам вермахта. 10 октября в районе г. Крива Паланка (Македония) болгарские "мессершмитты" под сильным зенитным огнем штурмовали механизированную колону. После одной из атак, самолет, пилотируемый Бончевым, задымил. Летчик набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. К сожалению, избежать плена не удалось. В немецком лагере в Южной Германии ему дважды безуспешно предлагали сотрудничать с болгарским эмигрантским правительством профессора Цанкова.
Бончев плен
Предположительно фотография Неделчо Бончева в госпитале для военнопленных в Германии. Вот такой несломленный и неунывающий...

В первых числах мая 1945 года фашисты начали эвакуацию лагеря. Бончев болел пневмонией и шел с трудом. Говорят, его расстреляла женщина из подразделения СС, конвоировавшего пленных. Так закончил в неполные 28 лет свой жизненный путь второй герой воздушных таранов в небе Болгарии. Посмертно он был награжден высшими болгарскими отличиями.
_________________________________________________________________________Иван Бориславов


Источник: http://www.libma.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_1998_06/p9.php
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments