Никита Донцов (avianikitoss) wrote in mil_history,
Никита Донцов
avianikitoss
mil_history

Categories:

Франция vs Италия. Воздушные бои 1944 года.

Оригинал взят у avianikitoss в Франция vs Италия. Воздушные бои 1944 года.
Многие знают о франко-итальянском противостоянии в июне 1940 года, однако практически никто не вспоминает о двух крайних сражениях, состоявшихся летом 1944-го, когда итальянцы, используя немецкие машины, встретились в воздухе с французами на американских самолетах. Эта история состоит из двух встреч итальянцев с французами, рассказ о которых последует ниже:





После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Alto (Corse (Корсика)) двенадцать P-47D из состава GC II/5 Lafayette осуществляли рулежку. Помимо них на этом большом аэродроме находись также P-47 из состава 57-й Fighter Group USAAF, к которой и принадлежала вышеуказанная французская группа в период между 8 мая и 13 июня, днем, когда произошла передача Lafayette в состав 4-й французской эскадрильи.
Для Lafayette это было вторым вылетом за день, первый был осуществлен еще с утра. 12 Тандерболтов под командованием лейтенанта Gouachon один за другим поднимались в небо, нагруженные 500-кг бомбами на внешней подвеске. Их задание заключалось в бомбардировке с пикирования железнодорожного моста в районе Ovada (к северу от Genes). Вскоре после взлета у лейтенанта Guillou начались сбои в работе двигателя, и он, сбросив свои бомбы, повернул назад. Остальные одиннадцать самолетов продолжили свой путь над Тирренским морем в направлении итальянского берега.
Примерно в это же время на территории аэродрома Cascina Vaga (район Pavia) Мессершмитты Bf-109G из II Gruppo Caccia Республиканских ВВС (Aeronautica Nazionale Repubblicana (ANR)) проводили подготовку к вылету. Выведенные с фронта еще в мае, летчики этого подразделения заканчивали переучивание на новые машины немецкого производства. Некоторые из пилотов к тому времени уже имели опыт пилотирования Bf-109 из 3 и 150 Gruppi летом 1943 года во время обороны Сицилии. Обучение проходило быстрее намеченного графика, и к 20 июня II Gruppo вновь обрела полную боеспособность.
Десять Мессершмиттов (три из 1 Squadriglia, четыре из 2 Squadriglia и три из 3 Squadriglia) взлетали с травянистого аэродрома, когда Bf-109G-6 (Wk Nr 163849) пилота soto tenente Gino Gamberini из 3 Squadriglia внезапно потерял мощность и не смог оторваться от взлетной полосы, затем, после серии резких виражей, перевернулся в конце ВПП. Пилот оказался зажат в кабине своей машины. Пока спасатели и пожарная команда мчались к месту аварии, из пробитого бака вытекло топливо, которое тут же воспламенилось ярким пламенем. Несчастный Gamberini сгорел заживо. Разные очевидцы в послевоенных интервью говорили, что самолет soto tenente Gamberini был специально поврежден одним из летчиков (заявлявшим после войны, что он был «партизаном») – пилоту просто отключили подводку воздуха к компрессорам и турбине, что не позволило самолету набрать необходимую мощность. Это всего лишь один из многих эпизодов саботажа, происходивших в итальянских войсках, который подтверждает лишь одно – страна была на пороге гражданской войны.



Несмотря на это ЧП оставшаяся девятка под командованием JaFu (Jagdfliegerfuhrer Oberitalien (командование истребителями северной Италии) – оперативный штаб Люфтваффе, получавший информацию о приближении самолетов противника с многочисленных радарных станций и постов визуального наблюдения) направилась к заливу Genes, откуда поступил сигнал о приближении авиации противника.
P-47 из Lafayette достигли своей цели в 17.55 и, пикируя с 3000 метров до 1000 метров, начали сброс бомб на металлический железнодорожный мост. Когда группа перестраивалась для возвращения на базу, в небе появились Мессершмитты. Sergente maggiore Carlo Cavagliano из 1 squadriglia сообщил о встрече:
«Мы шли на высоте 6000 метров- впереди был командир1-й Squadriglia Tente Ugo Drago. Когда мы прошли Genes, зенитная артиллерия начала обстрел. Drago выполнил маневр, который мы все повторили, после чего пошли над Ovada. Тут же мы услышали в наших наушниках французскую речь, и, осмотревшись по сторонам, я заметил несколько Тандерболтов, обстреливающих железную дорогу Genes-Ovada, а через мгновение увидел еще четыре P-47, стремительно набирающие высоту и разворачивающиеся нам навстречу. Я предупредил об этом Tenente Drago, и он ответил, что все видит. Он отдал приказ мне и Tenente Valenza noследовать за ним для атаки этих четырех самолетов, а остальным – начать обстрел остальных Тандерболтов.»



Увидя появившиеся из облаков Bf-109, P-47 быстро совершили странный маневр – упали в «штопор». Этот поразительный маневр позволил итальянцам, как мы увидим ниже, заявить о двух одержанных победах. Французам удалось занять оборонительную позицию, и капитан Thierry, лейтенант Ducru, sergent-chef Tanguy и sergent Hallu выпустили несколько очередей по Мессершмиттам. Самолет sergent-chef Lesieur был поврежден выстрелами Tenente Drago, о чем последний сообщил в своем рапорте:
«Мне удалось зайти в хвост одного из вражеских истребителей-бомбардировщиков, и с расстояния в 50 метров я открыл огонь по самолету. После этого вражеская машина начала терять топливо из пробитого фюзеляжного бака и левого крыла. В ту же минуту меня атаковал другой вражеский истребитель, и, чтобы уйти из под обстрела, мне пришлось отпустить мою жертву и уйти в крутое пике в сторону моря.»
Победа, одержанная Tenente Drago, а также и вторая, sergente maggiore Cavagliano, подтверждались не взрывами самолетов, а лишь резким падением в штопор вражеских машин, из Pratt-&-Whitney которых развивались клубы черного дыма.
На самом же деле, кроме незначительных повреждений машины sergent-chef Lesieur, ни один самолет из Lafayette потерян небыл. Когда итальянцы исчезли из поля зрения, P-47 собрались в группу и взяли курс на Corse (Корсика), где благополучно приземлились в 18.55. Bf-109 из II Gruppo приземлились в Cascina Vega в 18.30. Итальянские пилоты были настроены как следует отметить первые одержанные на новых, только что освоенных самолетах «победы». Но ужасный случай, произошедший с Soto tenente Gamberini охладил их пыл, произведя эффект холодного душа и вернув счастливых летчиков к реалиям военного времени. Со стороны французов этот бой также произвел гнетущее впечатление, заставив их признать недостаточность боевой подготовки и интенсифицировать практическое обучение в пилотировании и стрельбе.






Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями.
11 июля 1944 года B-26 Marauder из состава 31-й эскадрильи получили задания на бомбардировку складов горюче-смазочных материалов в Plaisance. В 8.30 утра 21 бомбардировщик поднимается в воздух с аэродрома Villacidro (Сардиния). В составе группы 6 самолетов из GB I/19 Gascogne, а остальные 15 – из GB II/20 Bretagne. Четыре машины вскоре заявили о неполадках и пошли на посадку, а остальные 17 в 10.15 утра встретились со своим эскортом – 12-ю машинами Spitfire Mk.IX из 238 RAF Squadron, взлетевшими с 09.55 со своей новой базы в Ste-Catherine. Метеорологические условия были весьма плохие, облачность составляла 6-10 баллов и лежала слоями сверху и снизу бомбардировщиков. Идеальные условия для внезапной атаки вражеских истребителей.
И, конечно, же, противник к такой атаке готовился. В 9.30 утра Мессершмитты из II Gruppo Gaccia поднимаются в воздух с аэродрома близ Вероны, где они располагались, начиная со 2 июля. Примерно в это же время в воздухе находятся также 6 Мессершмиттов из I./JG77 (Несмотря на то, что один из двух самолетов пилотировал летчик из 4 Staffel (то есть из II./JG4), две потери были записаны на счет I.JG77. Единственным объяснением этому служит то факт, что пилоты из второй группы были временно «одолжены» первой, что происходило в войну довольно часто), вылетевших с аэродрома Ghedi (Брешиа). Во главе итальянского соединения находился Maggiore Miani, а одной из групп руководил Capitano Mario Bellagambi, командир 2 Squadriglia, опытный пилот, имевший к этому моменту значительный налет на Мессершмиттах в качестве командира 150 Gruppo Caccia в июне 1943 года на острове Сицилия.



В это время Marauder приближались к своей цели, растянувшись в длинную колонну, замыкающими в которой были самолеты «34», «37» и «41» из Bretagne. Бомбардировка началась в 11.05, и в тот же момент пилоты Спитфайров заметили «идущие парами два соединения вражеских самолетов, идентифицируемых как Bf-109. Они шли курсом на юго-восток на высоте 7000 метров с удалением в 15-20 км».
Это действительно были немецкие и итальянские Bf-109, осуществлявшие заход в хвост растянувшейся колонны бомбардировщиков. Flight Lieutenant Small, командующий истребителями сопровождения, отдает приказ синей группе (верхнее прикрытие) сбросить подвесные топливные баки и атаковать первую группу. Два Bf 109 из JG77 отделяются и начинают быстро набирать высоту, преследуемые Синей «2» (Flight lieutenant Van Rensburg, самолет KC-K, MK557) вплоть до высоты 7500 метров. Англичанин выпустил несколько коротких очередей и заметил, как от самолета противника в районе корня крыла оторвался какой-то обломок. Bf-109G-6 Wk.Nr. 163189 пилота unteroffizier Richard Kruz из состава 4./JG77 продолжал полет по прямой, после чего опустил нос и скрылся в облаках. Раненному пилоту удалось совершить вынужденную посадку в районе Isola Dovarese (Кремона).
Второй Мессершмитт пилота Feldwebel Albert Ullrich из 5./JG77 был атакован Синей «1» (Flying Officer Simmonds, самолет KC-T, MH529), выпустившей по нему две коротких очереди. Немецкий пилот выполнил правый разворот с резким снижением и также исчез в облаках. Возможно он был сбит, поскольку пилот Красной «1» (Flying Officer Johnson) вскоре после этого видел «хаотически падающий вниз горящий самолет и раскрывшийся немного выше парашют летчика». Немец целым и невредимым приземлился на территории Mantoue. Дополнительным свидетельством служит и тот факт, что I./JG77 заявила о потере двух истребителей Bf-109 именно в день этого сражения. Другие Спитфайры из синей группы атаковали остатки формации I./JG77, которые, поддерживаемые итальянцами, прорывались на восток, в направлении бомбардировщиков, намереваясь нанести им сокрушительный удар с пикирования. Спитфайры из красной группы также начали выполнять свою часть задания, после чего Мессершмитты развернулись и скрылись из поля зрения.
В это время летящие по прямой B-26 открыли бомболюки и начали прицеливание для сброса бомб. В ту же секунду пара Bf-109 вывалилась из облаков и начала атаку. Colonel Hentges, пилот «34», вспоминает:
«Мы услышали Castejon, нашего стрелка, который говорил по интерфону: вражеские самолеты в пике на 5-ти часах. Через несколько секунд мы услышали стрекотание наших шести пулеметов».



Два Bf-109, которые проскользнули в центр группы эскорта, были самолетами Capitano Bellagambi и Sergente Leo Talin. Они атакуют арьергард группы Bretagne, открывая прицельный огонь по «37» и «34». «Я вступаю в бой со вторым соединением бомбардировщиков»- сообщает Bellagambi в своем составленном позже рапорте – "атакуя справа сзади крайнюю тройку самолетов».
Sergente Talin попал в цель, что подтвердил потом colonel Hentges: «В этот момент Castejon, уже более нервным голосом сообщил, что мы получили несколько попаданий в различные элементы конструкции самолета, что все стрелки живы и здоровы, но что руль высоты сильно поврежден. Бросив взгляд на идущий рядом «37» я заметил, что его тоже атакуют».
В действительности очереди Capitano Bellagambi были более разрушающими. Правый двигатель Marauder был поврежден, а второй пилот, adjudant Despinoy, был убит. Беспомощно подвисшее на ремнях, его тело заблокировало проход для штурмана-бомбардира, sous-lieutenant Atger, который оказался пленником в носовой кабине самолета. Пилот, leutenant Cornet, отдал экипажу приказ покинуть гибнущий самолет. Выпрыгнули сержанты Moal и Bonnet (стрелки), adjudant Cornec (радист) и caporal-chef Jolivet (фотограф). Colonel Hentges видит разыгрывающуюся у него на глазах драму:
«Из правого двигателя вырывались клубы черного дыма, переходящие в языки пламени. Cornet очень медленно отставал от соединения, затем отдал приказ покинуть самолет. После этого кормовой стрелок сообщил нм, что четыре человека выпрыгнули и четыре парашюта нормально раскрылись.»
Сцену эту видели и другие, в частности sergent-chef Le Bourblanc, хвостовой стрелок «31»:
«Я увидел «37», который быстро терял высоту, срываясь в крутое пике. Мне показалось, что некоторые его части начали отлетать в воздухе – возможно, отваливалась часть крыла», а также sergent Parvais, бортовой стрелок того же самолета: «я увидел «37», падающий в неуправляемый штопор, а затем врезающийся в землю. Перед катастрофой я видел открывшиеся парашюты.»
Ошеломленный маневрами двух Мессершмиттов, эскорт запоздал отреагировать. Красный 1, красный 3 (Pilot Officer Forrest, KC-U, LZ888), а также зеленый 3 (Warrrant Officer Taylor, KC-H, MH301) безрезультатно выпускают несколько очередей. В это время тринадцать из шестнадцати Marauder сбрасывают свои бомбы и, закладывая большой вираж, берут курс на свою базу, сопровождаемые перестроившимися истребителями сопровождения. «34» при этом сбрасывет скорость и медленно отстает от группы. Спитфайры оставили его одного, но держали при этом на контроле на случай опасности. Руль высоты удалось исправить, и самолет пусть и с опозданием, но достиг Villacidro.
Итальянские и немецкие Мессершмитты покинули место схватки под прикрытием облаков. Четыре Густава из I./JG77 приземляются в Ghedi, а девять машин из II Gruppo Gaccia совершают посадку в Villafranca в 11.20.
В целом в этой схватке небыло ничего необычного. Вечером экипажи займут места вокруг стола и предадутся воспоминаниям, обсуждая подробности дневной схватки и отдавая дань памяти погибшим коллегам. Такие «посиделки» пройдут в этот день во многих странах, на тысячах аэродромов нацистов и союзников. Обычный день большой войны – ни больше ни меньше.


Fernando d'Amico
Gabriele Valentini
перевод Никиты Донцова

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments