wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

69. Воронеж, 1938 год. Рождение полка...

Оригинал взят у wlad_ladygin в 69. Воронеж, 1938 год. Рождение полка...
     К 1938 г. славный город Воронеж имел уже весомые авиационные традиции, которые начинали складываться еще с дореволюционных времен с момента появления в Воронеже первого аэродрома.
      В конце 1920-х годов в Воронеже начал создаваться  крупный авиационно-промышленный центр. По мере его развития вводились в строй промышленные предприятия, строились аэродромы, формировались новые войсковые части, открывались учебные заведения.
      В середине двадцатых годов на юго-западной окраине города был создан и затем интенсивно расширялся Воронежский авиационный узел из двух больших «А» и «Б» и малого, под названием «Пятачок», военных аэродромов.  ОСОАВИАХИМ заполучил свое летное поле. Имелся также и полигон для стрельб и бомбометания.

    

      К тому же в 1932 году был запущен Воронежский авиационный завод № 18, начавший серийный выпуск с 1934 года бомбардировщика ТБ-3. А с 1937 года завод начал параллельно выпускать сразу два серийных детища КБ Ильюшина – штурмовик Ил-2 и  дальний бомбардировщик ДБ-3. К авиационному узлу добавился довольно крупный по тем временам с бетонной взлетно-посадочной полосой заводской аэродром.
      26 июля 1930 г. с аэродрома Воронежа поднялся биплан Фарман-Голиаф и был осуществлен первый в СССР учебно-тренировочный прыжок с парашютом Леонидом Миновым. С этого дня началась история советского парашютного спорта. А день 2 августа стал отмечаться в Стране Советов как день рождения воздушно-десантных войск. Именно в этот день  1930 г в окрестности Воронежа высадился первый в мире воздушный десант из 12 летчиков 11 авиационной бригады.
      Воронеж в 30-е годы XX столетия снискал славу кузницы авиационных военных кадров. Такие летные учебные заведения как 10-я авиашкола, 2-я авиашкола Тамбова, 2-я военная школа летчиков Борисоглебска активно использовали авиационный потенциал, аккумулированный в Воронеже и в его окрестностях.  
      30-й и 40-й авиапарки, 11-я авиабригада с авиаэскадрильями тяжелых и легких бомбардировщиков, и со своей истребительной эскадрильей, 28-й, 29-й, 98-й авиаотряды и т.д. базировались в Воронеже и вокруг него.
      В октябре 1933 г. на Дальнем Востоке была создана ударная группировка из трех авиационных бригад, оснащенных тяжелыми бомбардировщиками  ТБ-3.  Основой для одной из них - 29-ой авиабригады стала 11-я тяжелая бомбардировочная авиационная  бригада (11-я ТБАБ), передислоцированная целиком из Воронежа на новое место в Нерчинск. А в Воронеже вместо нее в 1934 г. сформировали новую бригаду с прежним номером.
      Следуя наступательной военной доктрине ведения молниеносной войны малой кровью на чужой территории, принятой РККА, началась реорганизация и перевооружение авиачастей, отвечающих за нанесения массированных бомбовых ударов в глубоких тылах предполагаемого противника.    
      8 января 1936 года была сформирована на базе авиационных бригад тяжелых бомбардировщиков,  дислоцирующихся в европейской части страны в городах Монино, Воронеж и Калинин, 1-я армия особого назначения АОН-1 со штабом в Москве.
      На Дальнем Востоке приказом НКО за №.0010 от 22 февраля 1937 г. для выполнения особых задач из авиационных соединений и частей Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии (ОКДВА) 15 марта 1937 года была сформирована 2-я авиационная армия со штабом в  г. Хабаровск.
      С апреля 1937 года АОН -1 и 2-я авиационная армия ОКДВА имели уже единую организационную структуру, которая по штатному расписанию включала в каждую из них по две тяжелобомбардировочные, по одной легкобомбардировочной и по одной истребительной авиабригаде.
      10 апреля 1938 г Главный военный совет Красной Армии выпустил постановление, которое послужило основанием для приказа НКО за № 0017 от 21 мая 1938 г. о формировании  еще двух отдельных авиационных армий с дислокацией в городах  Воронеж и Ростов. И учитывая боевой опыт, полученный в Испании и Китае, Наркоматом обороны этим же приказом устанавливался четырех полковой состав авиационных армий, которые получили  следующую нумерацию: 1 АОН (Москва), 2 АОН (Воронеж), 3 АОН (Ростов). Тем самым ВВС РККА начали переходить на полковую систему организации и управления авиационными частями.
      Армии особого назначения предназначались  для совместных боевых действий с другими родами войск РККА, а так же для ведения самостоятельных оперативных и стратегических боевых операций, и  являлись авиационными армиями резерва Главнокомандования ВС СССР в его непосредственном подчинении.
      На должность командующего второй Армией Особого Назначения был назначен Герой Советского Союза комбриг Проскуров Иван Иосифович. Участник гражданской войны в Испании с октября 1936 года  по июнь 1937 года Проскуров прошел путь от простого летчика до командира эскадрильи СБ-3. Выполнил успешно 46 боевых вылетов по объектам в глубоком тылу франкистов, налетав более 120 часов. Возвратился на Родину в звании старшего лейтенанта. Был представлен к званию Герой Советского Союза за проявленное мужество и героизм при выполнении специального задания Правительства. Решительным росчерком пера самим товарищем Сталиным при утверждении наградных документов произведен из старших лейтенантов сразу в майоры. 21 июня 1937 года майору Проскурову Ивану Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды за №33 и ордена Ленина. С июля 1937 года майор Проскуров  командир 54-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады Киевского военного округу. Таков вкратце послужной список командующего АОН-2 комбрига Проскурова, человека с яркой и трагической судьбой.
      Заступив на должность командующего армией, комбриг Прискуров начал формировать ее части. В Воронеже в рамках АОН-2 была сформирована 64-я авиационная бригада в составе 7-го и 42-го дальнебомбардировочных авиационных полков.
      В погожий утренний час 18 июня 1938 года по поводу предстоящей реорганизации 11-ой тяжелобомбардировочной авиабригады первой Армии Особого Назначения на летном поле комендантского аэродрома «А» был построен ее личный состав. Ждали прибытие нового руководства и оживленно делились о новой материальной части – бомбардировщике ДБ3, выпускаемом воронежским заводом №18 и предназначенного сменить устаревший ТБ-3. Среди личного состава были летчики и техники из 21 авиаэскадрильи, которым посчастливилось апробировать при испытаниях в присутствии самого конструктора Ильюшина новой самолет в воздухе и приобрести первый опыт в его эксплуатации. Это летчики: Грачев, Ломакин, Лавриенко, Дорофеев и техники: Смагин, Туренко, Семенюк, Талалихин, Бобин и другие.
      По прибытию командующего второй Армии Особого Назначения комбрига Проскурова и бригадного комиссара Шимко, был зачитан приказ Народного Комиссара Обороны о формировании 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка в составе 5-ти бомбардировочных эскадрилий и одной истребительной на базе 41,42,43 и 44 тяжелобомбардировочных, 21 крейсерской и 18 дальнеразведывательной эскадрилий, входивших в состав 11-ой авиабригады.
      По воспоминаниям участника тех далеких событий генерал-майора авиации в запасе Бабенко Андрея Дементьевича, который на тот момент был командиром одной из авиаэскадрилий 11–ой авиабригады, при подборе летного состава для  42-го авиаполка командующий АОН-2 комбриг Проскуров и член Военного Совета  бригадный комиссар Шимко беседовали лично с каждым летчиком.
      Подполковник запаса, а в то время стрелок-радист старшина Солонин Николай Сергеевич так же поделился своими воспоминаниями о рождении 42-го бомбардировочного авиаполка:
      «…Управление АОН-2 находилось в г. Воронеж на улице Комиссаржевского. Формировать 42-ой ДБАП было поручено майору Иванову бывшему командиру  АЭ истребителей И-16. Поскольку сам майор на самолетах ДБ-3 не летал, поэтому летный состав готовился инженером по технике пилотирования  майором Кидальниским и командирами АЭ товарищами Чувило, Бабенко, Чеботаревым и Плескачевым.
      Замом командира 42-го ДБАП по летной подготовке был майор Ломакин Евгений Николаевич,  штурманом авиаполка стал майор Соколов Василий Иванович (в дальнейшем генерал, главный штурман ВВС), инженером по эксплуатации утвердили инженер-капитана Андриевского…»
      По мере выпуска новых самолетов ДБ-3 и оснащения ими полков Армий Особого Назначения списывались устаревшие модели ТБ-3. К концу 1938 г 42-ой ДБАП практически полностью перевооружился на ДБ-3 и соответствовал  тогдашнему штатному расписанию. К тому же полк получил дополнительный статус, став особым химическим. На боевых машинах установили ВАПы – выливные авиационные приборы и экипажи проходили дополнительную подготовку, а в состав полка был введен химвзвод, по штату имеющий численность 40 человек.
      Начались напряженные армейские будни в учебно-боевой подготовке летного состава 42-го ДБАП. Об этом периоде становления полка вспоминает генерал Бабенко Андрей Демьентевич:
      «После завершения формирования личный состав полка приступил к переучиванию на бомбардировщике ДБ-3 конструкции Ильюшина.
      Вначале отрабатывали технику пилотирования по кругу и в зоне. Летали по маршруту и бомбили  на своем полигоне. Затем под руководством командующего АОН были проведены сборы по высотной подготовке. В соответствии с планом учебно-летной подготовки отрабатывались и групповые полеты на средних и больших высотах. Проводились летно-тактические учения. Осуществлялись полеты в строю полка на большой высоте, на полный радиус действия самолета с бомбометанием по морским целям в Черном море. После выполнения соответствующих упражнений, руководящий летный состав овладел полетами под «колпаком» и ночью. Полк участвовал в воздушном параде над Красной площадью в Москве.
      К концу 1939 года экипажи полка были подготовлены к выполнению боевых заданий на большой высоте в строю полка днем».
      В советский период широко использовался моральный способ публичного поощрения за достижения трудовых и боевых успехов. Так в конце 1938 года 42-ой ДБАП за хорошие показатели в учебно-боевой подготовке Облпрофсоветом Воронежа был награжден Красным знаменем. Не исключено, что при получении Красного знамени как всегда за словами благодарности за столь высокую оценку боевой службы, которая и должна быть по определению на должном уровне, последовали искренние заверения о том, что личный состав полка непременно удвоит, а то и утроит  усилия для достижения новых высот.  И если понадобится, то и отдаст жизни за Советскую Родину и товарища Сталина. В то время так было принято и, что бы в наше время об этом не говорили, это соответствовало тогдашнему менталитету советского народа.  Наступал 1939 год.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments