wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Category:

67. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 3)…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 67. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 3)…
     Окончание

      Прибыли в г. Тбилиси на аэродром Возиани, где не было ни людей, ни м/ч, потом стали прибывать личный состав, а м/ч – Ил-4 перегнали с воронежского завода.
      Этот полк вошел в 36 дивизию. Не тали самая дивизия, о которой идет речь? Мне казалось, что она прекратила свое существование еще 1942 г.
      /Автор письма ошибается. 53-й ДБАП совместно  с 200 ДБАП и 7 ДБАП были в составе 40 ДБАД, которая и была расформирована к марту 1942 года.   А ее оставшийся личный состав и остатки матчасти влились в 133 АД, которая и была преобразована в 36 ад ДД 21.03.1942г.  Однако надо  заметить, что речь в письме Клевцова может идти совсем о других соединениях.
      «За три дня до окончания войны я  и товарищ  Дрянин, а он был уже замкомандира  полка, были отозваны в Москву в отдел кадров, где мы получили назначения: Дрянин на должность командира полка, я – командира АЭ».
      Из биографии на генерал-майора Дрянина. В.Ф. читаем, что « в марте  месяце 1940 г. был назначен на должность командира 83 ДБАП ст. Вазиани (г. Тбилиси). В этой должности принимал участие по разгрому фашисткой провокации в Иране. В 1941 г в августе месяце  вступил в должность командира 133 ад ДД г. Кировобад. Сам Клевцов так же пишет, что
      «Прибыли в г. Тбилиси на аэродром Возиани, где не было ни людей, ни м/ч, потом стали прибывать личный состав, а м/ч – Ил-4 перегнали с воронежского завода».
      Поэтому и дальнейшие события из письма Клевцова однозначно относятся именно к 83-му ДБАП и к 26 авиадивизии, в которую полк входил.  (Wlad)/


      Когда началась Отечественная война 1941 г. нашему полку была поставлена задача бомбить Иран. Я сделал 9 боевых  вылетов своей эскадрильей, затем дежурил на турецкой границе, а потом наша дивизия перебазировалась  на аэродром Кашино под Рыбинском.
      И сразу приступила к боевой работе, было сделано ряд боевых вылетов по застрявшему танковому корпусу Гудериана без горючего. У деревни Старица. Этот корпус хотел с ходу ворваться  в Москву.  Но тылы его отстали, и он остался без горючего.  Я лично 3 раза водил полк  на эту цель. Но немцы не зевали и подтянули не только горючее, но и зенитную артиллерию  и истребители. И вот в один из таких вылетов вел полк Набоков командир полка (к моменту перебазирования в Кашино он сменил Дрянина, последний ушел на дивизию). Полк был встречен зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Не вернулись на свой аэродром 18 самолетов, часть личного состава пришла, но м/ч в полку остались единицы. Экипажей было в 2 раза больше, чем м/ч, вели боевые вылеты по очереди.
      Вскоре Набоков был назначен командиром 825 АП (точнее 815 ДБАП. Wlad), а я 823 АП. Мы с личным составом прибыли на аэродром Хвойное, где получили м/ч  Ил-4 у генерала Логинова. На этом моя служебная деятельность в 36 дивизии была закончена (Точнее 26 АД.Wlad).  Наши полки вошли в состав 2-ой ударной воздушной армии.
      /Набоков Семен Константинович после 815 ДБАП, возглавил 48 АД ДД, выделенную из состава 36-АД ДД, войну закончил на этой должности в звании генерал-майора. Wlad/
      36-ой дивизией (Точнее 26 АД.Wlad) командовали бездарные люди. С Кавказа на аэродром Кашино прибыли с командиром, который не имел  ничего общего с авиацией без летного образования.  Этот дубина знал в нашем гарнизоне только комнату руководящего состава в столовой. Потом его сменил т. Абраменко. / Возможно речь идет о будущем командире 53 БАД  10 ВА полковнике Абраменко Павле Федоровиче, участника  иранских событий 1941 года. Wlad/. И комиссар Рушайло был тоже под стать этому командиру. 
      Летный состав был отлично подготовлен. Летал днем и ночью в сложных условиях. И был загублен этими командирами днем при безоблачной погоде в боевых порядках полков и эскадрилий.
      К концу 1942 г. у нас осталось всего 8 самолетов. Командир дивизии отдал мне приказ этими самолетами вылететь на аэродром Монино в распоряжение Ставки Главного Командования, назначив меня старшим.  И дал своего штурмана генерала Соколова Василия Ивановича.
      Ну, вот, пожалуй и все, что можно было сказать о 53 полке (во время финской кампании, о 83 ДБАП в начале войны. Wlad) и 36 (26 АД. Wlad) дивизии.

      Много вопросов возникает при прочтении окончания письма полковника Клевцова Виктора Петровича,  и тем интереснее искать на них ответы. Если в чехарде полков и дивизий это сделать удалось, то о налете 83 ДБАП осенью 1941 года на танки Гудериана под деревней Старица, в котором полк недосчитался 18 экипажей мне пока ничего не известно. Хоть бы одну фамилию обнаружить, гляди и удастся зацепиться за данный факт и восстановить события того трагического боевого вылета…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments