wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Category:

65. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 2)…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 65. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 2)…
     Как раскрываются архивные документы на фоне этих воспоминаний! Возможно ветеран в далекие 70 годы, когда было написано это письмо, что-то позабыл и перепутал. Но возможно и другое. В отчетах и рапортах весь негатив просто растворился под правильным преподнесением  фактов в обязательных отчетах и рапортах,  сотворенных  умелыми штабными писарями, под бдительным присмотром их командиров, а домыслы - это уже от «лукавого». А нам вот теперь гадать, как воспринимать штабные «отписки», как героическое прошлое, или очередной пример разгильдяйства на фоне «вновь открывшихся обстоятельств»,  однако они имеют неоспоримую ценность в том, что факты, зафиксированные  в них,  имеет статус «совершившихся».  Но вернемся к «вновь открывшимся обстоятельствам». Полковник Клевцов вспоминает:


        «Затем мы перебазировались на аэродром Кречевицы.  От туда сделали 2-3 вылета не совсем удачных.  Помню такой факт, что в соседнем полку, кажется номер его 42 (полковник здесь не точен, речь идет о 6-ом ДБАП), эскадрилья вылетела с неподготовленными шкасами, и была сбита финскими фоке вульфами. И только 1  самолет вернулся на свой аэродром.                                                                                                        
      / Из тетради Сергиенко А.М. и по данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов.
      26.12.1939 года полк получил боевую задачу разрушить ж-д мосты и выходные стрелки ж-д станции Виипури. После выполнения боевого задания произвести посадку  на новом аэродроме базирования Кречевицы.
      Для выполнения этой задачи перед вылетом за 2 часа было детально изучена цель, внимательно проработан порядок взлета с аэродрома Крестцы и  посадка на аэродроме Кречевицы.
По получению задачи на перебазирование  в Кречевицы был выделен передовой отряд  из техсостава  в 45 человек во главе с временно исполняющим обязанности начальника оперативного отдела капитаном Ракша, который был перебазирован  на автомашине. Передовой отряд прибыл на место за 2 часа  до прибытия самолетов с задания.  Сразу по прибытии  отряда были определены места стоянок самолетов, по посадке которых сразу приступили  к их подготовке к последующему вылету. Посадка производилась с 14-42 до 15-52 в составе 30 самолетов.
      26.12.1939 г. 53 АП в составе  30 самолетов бомбил ж-д мост и восточные выходные стрелки станции Виипури…
      Отлично действовало  звено управления  и звено майора Дрянина, хорошо действавали 5,2,3, и 1 АЭ… В районе острова Туринссери атаковано звено ДБ-3 6-7 истребителями Фоккер Д-21. Потерь нет…
      Экипаж 5 АЭ: командир звена Голубенков и штурман Шведовский,  из-за отказа мотора бомбы сбросил на свою территорию в озеро Тигода…/
      Эти события датируются  26.12.39. Дрянин потерпел аварию 21.12.39. Поскольку уже прошло 5 дней и  в данном донесении отмечается звено майора Дрянина, возникает вопрос: участвовал ли в этом полете сам  Дрянин? Или, окрыленное возвращением своего командира в полк, его звено, таким образом, отметило это событие? (Wlad).
      Дальше мы перебазировались в Эстонию на аэродром Куусику, откуда провели ряд успешных боевых вылетов по портам и городам Финляндии.
      / По данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов.
6.01.40. Началось перебазирование 53 дбап в Эстонию на аэродром Куусику в состав Особой авиабригады под командованием Г.П. Кравченко. К 14.45 на аэродроме сел первый эшелон в составе 17 ДБ-3 полка./
      / Из тетради Сергиенко А.М. и по данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов. Донесение от 17.1.40. Катастрофа самолета 53 АП.
Пятая АЭ 53 АП совершала 7.1.40 перелет в составе 8 экипажей, попав у г. Гдов в туман. 4 экипажа возвращались на высоте 100-150 м курсом 100° на аэродром вылета. В 16-15 – 16-20 полет проходил над озером Самро.
      Один из ведомых самолетов загорелся в воздухе и упал  на лед в 5 км к С-З от деревни Самро. Самолет врезался в лед,  пикируя под углом 70-80°, проломив лед, затонул, оставив на поверхности лишь  рули глубины и хвост. Самолет представляет груду развалин, находящийся подо льдом. Экипаж:  помощник командира 5 АЭ капитан  Захаров И.И., адъютант  капитан Титов, стрелок старшина Орловский (Торловский) И.К., в/техник 2 ранга Понкратов В.В., старшина авиамеханик Чуранов Н.С.,  погибли в момент удара…
      Самолет загорелся в воздухе, пролетел несколько секунд и упал. После удара об лед пламя исчезло, был виден густой дым. При осмотре останков тела летчика, капитана Захарова, обнаружены обгоревшие кисти рук.
      Обстоятельства происшедшего считаю такими: После воспламенения самолета экипаж не мог и не успел воспользоваться парашютами из-за малой высоты. Летчик получил  сильный ожог рук и видимо лица (голова не сохранилась), бросил управление, самолет под большим углом ударился о лед и затонул.
      Причину потери установить невозможно, т.к. самолет разрушен и затонул.
      Предположительно – течь бензобака или магистрали. Техсостав, выпускающий самолет, погиб.
      Председатель комиссии Судец./
      Но к концу кампании нас снова постигли неудачи. В один из боевых вылетов мне в самолет было заправлено горючее, в котором после анализа был обнаружен  растворенный сахар. Он забил фильтры над Аландскими островами. У меня по очереди срезало оба мотора, высота была 7000 м. Я сумел запустить моторы и установить  обедненные смеси, но они не могли развивать  более 1200 оборотов. Самолет не держался  в воздухе, и все время шел со снижением, а до своего берега было около 200 км. Не знаю, каким чудом удалось мне дотянуть до своего аэродрома.
      Из моего случая не было сделано должного вывода и  не было установлено истинной причины, но я получил согласие  от командира полка тов. Александрова не летать на задание на следующий день, а испытать машину над своим аэродромом. Однако на 2-й день, когда полк улетал на задание, «зарядили»  этим горючим, что и мой самолет накануне.
      При подходе к цели на всех самолетах стало резать моторы. Часть летчиков сумела дотянуть до своего аэродрома, другая часть села на вынужденную. Два экипажа погибло.
      Под описанный случай больше всего подпадают следующие данные, представленные в http://slon-76.livejournal.com/42815.html (Wlad):
      /12.01.40.  12 ДБ-3 совершили налет на Ханко, вызвав пожар в порту. Особенно стоит выделить дальний рейд девятки ДБ-3 5 аэ 53 ДБАП на порт и ж.д. узел Вааса. Чтобы достичь цели, бомбардировщики несли минимальную нагрузку (в общей сложности 80 ФАБ-50 и 32 ЗАБ-50). Сложности возникли уже на обратном пути: командир эскадрильи майор Алексеев сбился с курса и совершил вынужденную посадку в районе Петрозаводска, а экипаж ст. л-нта Н.Ф. Приходько пропал без вести. Этот ДБ-3 совершил посадку в районе Корпиярви на финской территории, Приходько застрелился, а штурман ст. л-нт П.И. Перескок и стрелок старшина И.Ф. Косторов попали в плен. Судя по финским данным, на допросе они заявили, что их самолет заблудился при перелете из Москвы в Петрозаводск. ДБ-3 летчика Курочка вынуждено сел у мызы Авия (30 км ю.в. Вильянди, Эстония). Самолет разбит, экипаж цел… 3 ДБ-3 вернулись из-за неисправности матчасти. Один сел с бомбами, два – сбросили бомбы в залив./
      Еще более похабный случай произошел  в конце войны. Мы получили задание бомбить корабли  в северной точке Финляндии в порту Вааса.  На ведущем самолете полка были Помазовский и штурман Малыгин.  После успешного выполнения задания, при возвращении домой, всю территорию закрыло  толстым слоем  облаков: верхняя кромка  4000 м, нижняя 100-150 м.
      Ведущий штурман не смог правильно рассчитать место нахождения, не мог воспользоваться  пеленгатором, самолет ведущего  был оборудован  приводной  станцией  «Чайка», но и она не могла помочь, так как  наземные средства  или плохо  или совсем не работали.  Полк строем стал пробивать облака.
      Когда  же мы очутились под нижней  кромкой, то многим  было ясно, что заблудились, а курс ведущего был взят  вглубь Финляндии. Я принял решение действовать самостоятельно  и вышел из строя. За мной ушло  еще 7 самолетов, горючее было на исходе. Вскоре нас обстреляла артиллерия.  По израсходованию горючего я приземлился  в поле около местечка Ярвояни.  Самолеты, увязавшиеся за мной,  тоже расселись не далеко друг от друга. В нескольких километрах. Мат часть осталась целой, не поврежденной.  Посадка нами была произведена  в 60-70 км  от нашего аэродрома на территории  Эстонии. Позднее мы узнали, что остальная группа разбилась еще на три части,  группа во главе с ведущим Помазовским села на финское озеро.
      Ведущий выключил моторы. Послали  стрелка на разведку, но увидев, что финны хотят их пленить, тогда экипаж ведущего  пересел на ведомый самолет и взлетел, оставив на озере новенький современный самолет.
      Вторя группа – во главе  с замкомандира АЭ Хорошенинным  села вблизи  города Тампере, когда их стали пленить финны, они открыли огонь, убили несколько полицейских и губернатора. Из просочившихся сведений газет, командир и штурман  были погребены живыми.
      Третья группа взяла курс на Советский Союз и по выработке горючего села на нашей территории.
      /По данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов. 29.01.40
53 ДБАП предпринял два дальних рейда. 15 ДБ-3 бомбили порт и ж.д. узел Ньюстадт (не удалось найти такой город на финской карте, возможно, имеется в виду Якобстад в 82 км северо-западнее Ваасы). Бомбардировщики достигли цели и вернулись назад.
      Вторая группа в составе 15 ДБ-3, ведомая капитаном Помазовским, вылетела для бомбардировки ж.д.узла Сейняйоки, расположенный в 327 км на север от Ханко. Один ДБ-3 сбросил бомбы по острову в 40 км юго-западнее Турку, а остальные достигли цели и отбомбились по ней. Но на обратном маршруте группа сбилась с маршрута и заблудилась. Пытаясь найти окно в облаках, группа рассыпалась и самолеты добирались назад на свой страх и риск.
      Группа в составе Помазовского и летчиков Тимофеева, Стогниева и Горнова после долгого блуждания села на лед озера Хаухоллаярви, примерно в 20 км от Хаменлины, т.к. у Помазовского кончалось горючее.    В это время над озером появились два поднятых по тревоге с аэродрома Парола устаревших истребителя Глостер «Геймкок» из учебной эскадрильи LLv 29 2-го авиаполка. Истребители обстреляли стоящие на льду самолеты. Убедившись, что они находятся на территории Финляндии, три ДБ-3 взяв на борт экипаж Помазовского взлетели и направились в сторону своей территории, предварительно, согласно докладу экипажей, сделав по оставленному на льду ДБ-3 Помазовского до 400 выстрелов. Однако это не помогло, и финны без труда вернули почти целый ДБ-3 в строй и еще до конца войны он был передан в морскую LLv 36, получив номер VP-101.
      Тимофеев с Помазовским на борту совершил вынужденную посадку в районе Пярну в Эстонии. Горнов так же сел в Эстонии в районе порта Кунда, оба самолета были поломаны, но экипажи не пострадали. А вот мл. лейтенант Стогниев вполне благополучно сел на аэродроме в Красногвардейске.
Помимо Стогниева только двум экипажам удалось совершить посадку и не повредить самолеты: летчики Кузьмин и Клевцов удачно посадили свои ДБ-3 на неподготовленные площадки в Эстонии. Еще четыре экипажа сели вынужденно (три в Эстонии и один в районе Гдова), поломав при этом свои самолеты, а четыре бомбардировщика (экипажи летчиков Трутнева, Яндушева, Чайки и Сараева) пропали без вести. Два из них, согласно финским данным, были сбиты поднятыми по тревоге истребителями KoeL. Экипаж лейтенанта Яндушева попал в плен в полном составе, в плену оказались так же штурман из экипажа ст. л-нта Чайки л-нт Ушаков и стрелок-радист из экипажа к-на Трутнева старшина Даниленко. Погибли помощник командира 3-й эскадрильи капитан Н.С. Трутнев, штурман экипажа Трутнева капитан И.П. Иванов, старший лейтенант П.Т. Чайка и его стрелок-радист старшина Галанин Ф.М. погибли при попытке финнов задержать их, а экипаж старшего лейтенанта С.П. Сараева припал без вести в полном составе (штурман лейтенант Н.С. Шербаков и стрелок-радист старшина Крышинин Т.А.)./
      Вот на фоне всех этих нелепых случаев, наш полк выглядел мрачно, и командованию полка редко кого можно было представить к награде.
      За три дня до окончания войны я  и товарищ  Дрянин, а он был уже замкомандира  полка, были отозваны в Москву в отдел кадров, где мы получили назначения: Дрянин на должность командира полка, я – командира АЭ»
      Окончание следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments