wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

64. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 1)…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 64. Люди, события, факты… Откровения полковника Клевцова (Часть 1)…
     Оставим на некоторое время письмо Хабарова из-за дурацкой «мистики» с некоторыми наградными документами, связанными со стрелком –радистом  Пашей Кармашевым.  Ну, не скопировал внезапно появившийся документ, а теперь найти его не могу. Как найду, продолжу.
      А в не разобранной папке с письмами вдруг нахожу одно удивительное письмо. 53-й ДБАП в Финскую кампанию. Этот полк весной 42-го влился в 455 ДБАП … с теми, кто остался в живых… и с тем «хозяйством», что уцелело…  И так воспоминания полковника В.П. Клевцова. Заранее прошу прощения за названия финских населенных пунктов, название которые не смог проверить.  Надеюсь, что меня поправят…


      Уважаемый т. Сергиенко!
      Я Вас понимаю. Перед Вами стоит очень трудная и ответственная задача. История есть история, она должна отражать правдивость. В ней нельзя: не умолчать, не приукрасить, не убавить, не прибавить. А история боевой деятельности 53-го полка во время финской кампании, сложилась на редкость не удачной.
      Причины, на мой взгляд, следующие:
      1.   Шапкозакидательское настроение, царившее в те годы, как руководящего, так и личного состава.
      2   Неумение менять тактику ведения боевых действий в сложившейся обстановке.
      3.  Поступившая совершенная мат часть  (по тому времени) на вооружение не была обеспечена средствами самолетовождения и приходом на свой аэродром.
      4.  На личный состав, летчиков и техников, грешить нельзя, как боевая единица была подготовлена хорошо.
      И так.  Я в 1938 в начале года прибыл в 53 полк в г. Монино из Кировограда из 5 бригады на должность зам. Командира АЭ и был назначен в 4-ю АЭ, где был командиром Дрянин Виталий Филиппович. Вскоре вошел в строй на новой для меня м/ч ДБ-3А и приступил к выполнению учебно-боевой подготовке.
      Когда в 1939 г. началась финская кампания, наш полк перебазировался на аэродром Кресцы под Ленинградом. Откуда и получил задание произвести 1-ый боевой вылет на г. Выборг. А накануне нам был устроен банкет в честь 1-го боевого вылета и дня рождения Сталина. На банкете  не утихали речи шапкозакидательского настроения.
      /Из тетради Сергиенко А.М. и по данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов (Итоги боевой работы 27 АБ. 53 АП) 1-ый боевой вылет 53 ДБА был выполнен 19.12.1939 года.
      27 экипажей было готово  с 7-00 до 9-30 к взлету на боевое задание разрушить  ж-д станции Хитола, Симола, Антриа и уничтожить матчасть и сооружения аэродрома Сурмириоки.   В 10-30 получен приказ о вылете. В 10-33 взлетело 2-е звено  капитана Серегина. Дальнейшие взлеты были прекращены  из-за плохих метеоусловий (облачность  10 баллов,  высота 50-100м, видимость 1-2 км) по телефонному распоряжению командира 27 авиабригады. Серегин, дав предварительную команду, пошел на посадку. Два экипажа и капитан Лебединский, сигнал не заметили, продолжили полет по заданному маршруту.      Отбомбилось два экипажа по запасной цели ж-д станции Пюхяярви.
      /21 декабря день рождения товарища Сталина.(Wlad)/
      Накануне вылета 21.12.39 г, летным составом  были детально изучены цели, маршруты, опознавательные сигналы и другие указания. Распорядок дня (в день и накануне)  предусматривал  достаточный отдых летного состава(Wlad). За 30 минут до вылета было получено распоряжение от (возможно временно исполняющего) командира 27 АБ полковника Судеца  о дополнительной подвеске на каждый самолет по две бомбы ФАБ-100, что задержало вылет  и затруднило учет бомбардировки эскадрилий. В период  9-45 – 10.23 полк в составе 36 самолетов вылетел на боевое задание. 10-40 – 12-15 26 самолетов произвели бомбометание целей. Задача выполнена. 3 самолета  произвели вынужденную посадку на своей территории. Самолет майора Дрянина не вернулся.  /
      На улице же всю ночь валил обильный снег. Когда утром пришли на аэродром, то очевидно было, что взлетать не возможно. Снег лежал толстым слоем. Об укатке его думать было некому – пьянствовали всю ночь.
Но подогретые вчерашними речами, решили взлетать. Первым пошел на взлет зам командира АЭ Хорошенин, пробежав весь аэродром, вскочил в вырубленный лес, растерял бомбы на пнях. Экипаж с парашютами пришел на старт пешком.
      Вторым выпустили зам командира Вдовина. Этот на взлете не удержал направление и врезался в стоящие цистерны на границе аэродрома, бомбы и самолет взорвались, а экипаж за 23 секунды, которые имел замедление взрыватель АПФ-1, сумели выскочить и залечь в канаву.
      Третьим на очереди стоял я, но решено было прекратить эксперименты. Весь день катали аэродром, а на следующее утро полк вылетел на эту же цель. Наша девятка шла на высоте 7500 метров. При подходе к цели командир АЭ Дрянин был сбит – ведомый летчик Кузмин отрубил хвост винтом сомолету командиру. Дрянин выбросился на парашюте, пролетел 65 км по территории противника и приземлился между позициями финнов и наших. Был подобран нашими, и через 5 дней вернулся в полк. Штурман Капустин   и стрелок-радист погибли. Я как зам командира АЭ подал команду «пристроится» ко мне, но после бомбометания никого не обнаружил и вернулся на аэродром один. Остальные из нашей девятки были собраны позднее.
      /Из тетради Сергиенко А.М. и по данным http://slon-76.livejournal.com/42815.html на основании архивных материалов (Отчет) о боевом вылете звена 3 АЭ 53 БАП от 25.12.1939 года.
      Полк в составе 33 экипажей с 5-30 до 9-30 готовился  к боевому вылету с задачей разрушить  4 ж-д моста Вимпури, ж-д станцию Лиммоти и уничтожить матчасть и сооружения на аэродроме Сурмириоки.
      В 10-30 было получено распоряжение от командира 27 АБ  в полет выпустить только экипажи, летающие  в сложных метеоусловиях.
      В 11-12  полк начал вылет. Первым  взлетело звено 3 АЭ. После капитана Помазовского  и старшего лейтенанта Чайки пошел на взлет  капитан Трутнев. Самолет пробежал весь аэродром , выкатился за летное поле, где ударился  о пенки и пни и разбился. Экипаж невредим. Вместо него в воздух был выпущен самолет старшего лейтенанта  Горнова, который пристроился к звену.  В 14-00 звено с Н=4500 м бомбило  ж-д мост Винпури. Бомбы легли по полотну. Напало звено  истребителей Фоккер Д-21. Атака отражена стрелками-радистами Дверенкиным, Соколовым, Янке, Галаниным. Выпущено по 150 патронов 5-6 очередей.
      После звена 3 АЭ начало взлет 2 АЭ. Первым взлетел капитан Суров, за ним в 12-27 на взлет пошел  капитан Вдовин. На разбеге  самолет развернулся вправо, ударился о водополивщик (по другой версии в бензозаправщик), стоявшего на краю аэродрома. Самолет сгорел. Две бомбы ФАБ-250 взорвались. Экипаж невредим.
      Вывод: При снежном покрове 20 см  с боевой нагрузкой 1000 кг бомб и 2000 кг горючего  в условиях аэродрома Крестцы взлет сильно затруднен./
      Точно не помню, но, кажется, наша деятельность с этого аэродрома на этом и закончилась.
      Продолжение следует
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments