wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Category:

63. Люди, события, факты… Гибель экипажа Весновского и некоторые нюансы этого рядового события…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 63. Люди, события, факты… Гибель экипажа Весновского и некоторые нюансы этого рядового события…
    Не исключаю читающего с упреком к автору за «много слов» при описании незначительных нюансов давно минувших событий, и роняющего скучающе: сколько можно и к чему бы это? Что от того, что кто-то там слетал на «колымаге» типа Ил-4, повисел над целью минуты три-четыре, а затем, не дотянув по какой-то причине домой, плюхнулся об «оземь»? Остался жив? Ну, повезло! Таких случаев войну в каждом полку наберется не один десяток!
      В принципе, я с ними согласен. Многие мемуары авиаторов из АДД (и не только) об «одном и том же», правда с разными действующими лицами и с различной привязкой к территории и времени. Но не покидает еще одно ощущение, что мало кто из них привязывает «собственные эпизоды» к стратегическому ходу конкретных операций, только типа такого: «при защите Сталинграда  несколько раз летали бомбить ту или иную деревню, где немцы сосредоточили свои механизированные силы».
      Получается, что пешками «деды» наши выступали в «большой игре», дабы, если и попали бы в лапы противнику, даже под пытками адскими ничего бы не смогли сказать.
      Но вернемся к нюансам. Люди, это были люди. Они творили эти события, и они играли эти второстепенные роли в кем-то задуманных глобальных спектаклях и самым, что не наесть естественным образом, от нутра своего. А вот «скелет» событий то остался, а «нутро» в прах превратилось.   Поэтому без «нутра» чтиво сие  скуку порой навивает. И дух «дедов» в те события вновь вселить, значит нам те события с ними возможно тогда прожить…
  
  Память сохраняет след от «яркого» события, но, как правило, время искажает его в деталях. Вот как описывают один и тот же случай разные спецы, но каждый со своей «колокольни».
      Читаю очередное письмо. Пишет Юров Василий Васильевич, бывший инженер по полевому ремонту 36 АД ДД: «…Очень трагический, в то же время интересный, случай с одним экипажем 42 АП – 36 АД, командира экипажа не помню, видимо генерал Бабенко помнит этот случай. Описываю его. Упоминаемый экипаж ледяное поле озера Волго Калининской обл. принял за луч и сели на него, весна, лед не выдержал и самолет пошел ко дну. Экипаж: командир, штурман и стрелок утонули, чудом выплыл и остался живым стрелок – радист. Все описать долго и много, а коротко можно сказать так. Тружениками пармовцами и тех. составом в стужею зиму из холодной воды самолет со дна озера был поднят, подтянут к берегу, вытащен на сушу, разобран на части, после чего вырублен лес, построена так называемая деревянная ж-д., и самолет был транспортирован к ж-д. разъезду и доставлен на свою базу.»
      Напомню, что пишет по этому поводу начальник связи 108-го авиаполка ДД, Хабаров В.И., летавший на боевые задания за стрелка-радиста в экипаже командира полка: «…В экипаже Весновского стрелок - радист Кольцов отличался умением оперативно оказывать помощь штурману по приводу экипажа на аэродром. В одном из полетов поздней осенью, самолет Весновского над целью был подбит зенитной артиллерией. Возвращаясь, экипаж не мог дотянуть до своего аэродрома, вынужденно произвел посадку на озеро. Самолет затонул. Кольцов переплыл озеро с ледяной водой. После двух дней скитаний вышел в расположение нашей наземной части. Ему была представлена радиостанция, на аварийной волне которой он установил радиосвязь с аэродромом базирования. Указал свое место нахождения. В этот же день за ним направили самолет По-2, на котором он был доставлен в расположение части.»
      Как видите: «каждый кулик хвалит свое болото» - инженер, как вытаскивали и транспортировали аварийный самолет, а связист - каков его подчиненный! А в целом «рядовой» эпизод воздушной войны приобретает «объем и вес».
      Многое сходится, вот только весной это было или осенью? Один утверждает, что это самолет 42-го ап ДД, другой 108-го ап ДД. И оба правы – из 42-го ап. выделен 108-ой ап. Все сводится к датам, да и к той «жердочке» в иерархии: кто и где в тот момент находился.
      Но по фамилии летчика Весновского на сайте «Мемориал» нахожу именной список безвозвратных потерь офицерского состава 36-ой ад ДД за период с 10.05 по 20.05.44 г. и в подразделе 108-ой авиаполк ДД читаю: Весновский Сергей Иванович капитан летчик погиб при выполнении б/задания в ночь с 12 на 13.05.44 г. Утонул в озере Волга. Строкой ниже - Бакланов Петр Павлович младший лейтенант штурман самолета, причины и даты гибели те же. Выясняется, что в этом злополучном полете экипаж был «сводным». Весновский летал со штурманом Хрусталевым, стрелком-радистом Кольцовым, и в/стрелком Решетниковым. Но они до конца войны остаются живыми. А штурман Бакланов летал до этого в экипаже ГСС Платонова Константина Петровича, но тот погиб в авиакатастрофе на аэродроме Ваенга с другим составом экипажа. И кто был в этом полете в/стрелком так остается пока не выясненным.
      Да, будущий генерал Бабенко Андрей Дементьевич, возможно и слышал об этом случае, но в этот момент он был командиром 42-го ап ДД. А 108-ым ап ДД весной 44-го «заправлял» ГСС Бирюков Серафим Кириллович, он то точно мог об этом знать во всех подробностях, а местом базирования аэродрома, куда так и не долетел израненный Ил-4 Сергея Ивановича Весновского, был Выдропужск. Но весна не осень. Притом в разгаре мая. Спрашиваю своего доброго знакомого, выходца из европейских таежных мест: мог ли лед сохраниться после зимы на озере в середине мая? Оказывается, мог, если озеро промерзло достаточно, то лед мог еще сохраняться достаточно долго. А может быть, это были уже его остатки…
                Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment