wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

62. Люди, события, факты… Инженер полка Топорков Владимир Иванович…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 62. Люди, события, факты… Инженер полка Топорков Владимир Иванович…
     У читающих прошу прощения, что в посте № 59 не заострил внимание на характеристику инженера 108-го авиаполка ДД Топоркова Владимира Ивановича, письмо которого обнаружил по ходу работы над очередной записью. Как созвучны воспоминания инженера полка с воспоминаниями моего отца. Вот, что вспоминает батя:
      «…и после того, как наши машины растворялись в ночных сумерках, мы не покидали своих стоянок, а готовились к их очередному прибытию. Собирали и укладывали брезентовые чехлы для двигателей, меняли баллоны со сжатым воздухом.  Заправляли и обслуживали подогревательные лампы АПЛ-1, приспособление для подвода тепла к мотору и маслобаку самолета и все остальное, что могло пригодиться при подготовке к следующему вылету. И только после того, как все это было проделано, и если, не дай бог, не случалось какой-либо «проказы» с соседним «Илом», стоящим на приколе из-за технических неполадок, нам удавалось зарыться с головой в приготовленные чехлы и вырубиться на несколько часов мертвецким сном. Ну а если с соседним «Илом» беда?  Забудь про сон и иди на помощь к товарищу. В АДД это было негласным законом, и он выполнялся неукоснительно!..» Как проходили обычные сутки рядового тех. состава читайте в записи за № 14.
      К сожалению, когда писалась наша книжка, я и малой частью нужной информацией не владел, поток которой вдруг просто обвалился на меня впоследствии.  И только радует каждое подтверждение отцовским словам из писем его однополчан. 
      Звоню отцу, со щемящим в сердце чувством, что после последнего пребывания его в больнице по случаю внезапного оттека легких, у старика плохо с памятью стало, нет, не вспомнит уже:
      - Скажи, пап, Топоркова из 108 –го помнишь?
      - Инженера полка? Конечно, помню! Он же всеми нами командовал!
      - А что мне ничего не рассказал о нем, когда книжку писали?
      -Так… и фамилию его не вспомнил тогда, вот ты и напомнил. И само собой -  инженер же был в полку… А инженером он толковым был, грамотным…

Топорков1
Топорков Владимир Иванович, 1942 год.
Вот она - простая «технически-емкая» характеристика подчиненного в унисон с характеристикой от Хабарова: «Инженер полка Топорков, с веселым  нравом, заботливый и требовательный товарищ» (см. пост №59). Только такие люди и справлялись, видать, с возложенными в  войну на них  техническими задачами «на местах» в АДД: самолеты к заданному часу должны быть готовы к выполнению боевого задания, поставленного командованием, то бишь… Верховной Ставкой…  

      Воспоминания инженера 108-го авиаполка ДД Топоркова В.И.
      Работа технического состава всегда была трудная на самолетах того периода. Самолеты обслуживались без вспомогательной техники. Самолеты со звездообразными моторами воздушного охлаждения.
В финскую кампанию я служил в 42-ом полку. Условия работы были трудными, t = - 40-43°, подогрев моторов производили печками АПЛ-1 в форме керосинки, которая подставлялась под мотор.
      Мотор покрывался теплым чехлом и теплым воздухом грели 1,5-2 часа. А на самолет была только одна печка. Поэтому моторы грели в течение 4-5 часов. Готовили самолеты ночью. Моторы меняли за одну ночь. Над моторами устанавливали шалаш из чехлов, внизу ставили АПЛ-1, подводили свет. И, тем не менее, детали мотора, инструмент, были настолько холодные, что пальцы рук прилипали к металлу.  После установки моторов всегда пальцы были забинтованы, особенно правой руки. После подготовки самолета, часть тех. состава летала на боевые задания за стрелков. Летному составу не менее было трудно. На аэродроме снег был глубоким и плохо укатан, что затрудняло взлет и посадку самолета. Летали днем на малой высоте.
       С объявлением военных действий в 1941 г.  42-ой полк разделился на 42-ой и 455-ый полки, в последнем я служил инженером АЭ. В 42 году меня перевели в 42-ой полк. В 1943 г. произошло выделение из 42-го ап 108-го ап, в котором  меня назначили инженером авиаполка до конца военных действий. В 1946 г. был переведен в другую часть. (Отец вспоминает по случаю гидроудара на его машине после 1946 года, что так же характеризует  инженера Топоркова, как человека:
       «…на «эмке» к нам подлетает полковой инженер. Этот майор сменил  нашего «родного», что резко обостряло ситуацию. Мы его не знали, и он был явно не с нашей дивизии, даже не с Авиации дальнего действия…»).
        Работая в 42, 455, 108 полках многое вспоминается о ратном труде летного и тех. состава.  Всего не опишешь. Весь период военных действий полеты производились с полевых аэродромов, т.е. с грунта. У летного и технического состава было большое желание, как можно быстрее разбить врага. В любую погоду, днем и ночью тех. состав не отходил от самолетов до полной их готовности. Летный состав стремился как можно больше сбросить смертоносного груза на головы врага.
      Тех. состав в период Отечественной войны работал с большим напряжением. Отдыхать приходилось очень мало. В теплый период года спали на стоянках в моторных чехлах, когда самолет находился в воздухе. В холодный период года ютились в землянках, делали укрытия из теплых чехлов. А при нахождении самолетов на стоянке работали не покладая рук. На самолет приходилось не более 50-70% состава технического экипажа от штата. (Вот почему, оказывается, была такая нагрузка на тех. состав. Wlad). Если на каком-то самолете оказывалось меньше работы, то переходили помогать другим экипажам. В любую погоду тех. состав готовил самолеты к боевым вылетам. Много трудностей тех. состав перенес, но за всю войну я ни разу не слышал жалоб
      Более ранним источником, отозвавшимся должным образом о техническом составе, оказался Юров Василий Васильевич, бывший инженер по полевому ремонту 36 АД ДД, которым руководил:
      «… Какие это замечательные люди – инженеры и техники! Они оставляли аэродром последними, а приходили всегда первыми, еще до рассвета. Загрубевшими и черными от масла и бензина руками они осторожно и внимательно притрагиваются  к мотору  самолета, как это делает, может быть,  только хирург, когда прикасается к сердцу человека. Всегда и в мирное время и в дни войны – труд техника тяжел и ответственен…»
      Но к Юрову мы вернемся уже в следующем посту.
      Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments