Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote in mil_history,
Владимир Нагирняк
olt_z_s
mil_history

Карл Эммерман - вооружен и очень опасен

Оригинал взят у olt_z_s в Карл Эммерман - вооружен и очень опасен

Приветствую, ув. коллеги!
7 апреля сего года исполнилось 70 лет со дня одного события, которое имело достаточно большое влияние на исход Битвы за Атлантику.  Изначально я хотел дать этой статье другое название, но в итоге передумал и решил оставить исходное.

                                                                                                                                          Владимир Нагирняк                                                 
                                                              Вооружен и очень опасен
                                  История подводного аса Карла Эммермана


Внимательно всмотритесь в снимки этого человека
emmermannemmermann2
U-1722

И пусть вас не смущают несколько карикатурные усы и бородка  в стиле "Наполеона III" у этого человека. Перед вами один из самых опаснейших противников наших союзников в Битве за Атлантику, командир U172 Карл Эммерман. Если меня бы попросили дать ему характеристику, то я предпочел бы такие эпитеты, как хитрый, умный, осторожный и смертельно опасный. Именно этому офицеру было суждено трижды сыграть важную роль в истории немецкого подплава времен Второй Мировой войны. Полагаю, что союзники были бы очень довольны, если бы его лодка была потоплена гораздо быстрее, чем это случилось на самом деле, но история отвела ей свою роль.

Хотелось бы коротко рассказать о карьере этого офицера Кригсмарине, благодаря которому союзники по антигитлеровской коалиции потеряли около полмиллиона тонн торгового тоннажа. Карл Эммерман занимает 13 место в списке самых результативных подводников Германии ВМВ. На его счету 26 уничтоженных судов общим тоннажем 152 080 брт, включая и войсковой транспорт "Orcades" (23,456 брт), потопленный U172 10 октября 1942, занимает 3-е место в списке наиболее больших судов, потопленных немецкими лодками во время "Битвы за Атлантику". Любопытен тот факт, что на момент награждения Эммермана Дубовыми листьями к РК 4 июля 1943 (РК он был награжден 27.11.1942) его официальный счет по немецким данным составлял 169 102 брт, что позволяет сделать вывод о завышении реального тоннажа всего на 10 % от реального. Кстати, союзники, внимательно отслеживавшие награждения немецких асов, после его награждения ДЛ к РК посчитали, что тоннаж Эммермана завышен на 38 000 брт, что составляло бы 20 %, но они были слишком оптимистичны.

Карл Эммерман родился 6 марта 1915 в Гамбурге. Сочетался браком со своей женой Хельгой 22 марта 1941 и впоследствии стал отцом сына и двух дочерей.  Скончался  в возрасте 75 лет 25 марта 1990 года.
Внимательный читатель обратит внимание на то, что  все основные события в личной жизни этого человека связанны именно с таким месяцем, как март.
emmermann-carl-foto
Фенрих цур зее Карл Эммерман

На флот Эммерман пришел в возрасте 19 лет - 8 апреля 1934 года. После прохождения курса общей (пехотной) подготовки летом этого года он был переведен на парусник "Горьх Фок" для прохождения практических занятий. Осенью того же года на ЛКР "Карлсруэ" он совершил кругосветное плавание, длившееся 10 месяцев. Летом 1935 года он был зачислен в ВМУ Мюрвика, где с учетом прохождения обучения на других курсах повышения квалификации офицерского состава, он проучился до июня 1940.  1 апреля 1937 года ему было присвоено звание лейтенанта цур зее. После прохождения обучения артиллерийскому делу в 1-й учебной дивизии подплава, в ноябре 1940 он был назначен первым вахтофицером подлодки UA, обязанности которого Эммерман исполнял до августа 1941. К этому моменту будущий подводный ас уже носил погоны оберлейтенанта цур зее и был награжден Знаком Подводника, Железным Крестом II и I класса и Знак отличия за выслугу лет IV класса.  В августе 1941 Эммерман направлен на трехмесячные курсы командиров подлодок с последующим присвоением ему очередного звания. 5 ноября 1941 он получает под свое командование новенькую "девятку" U172, на которой Эммерман впоследствии совершит 5 походов, имея в среднем по 30 000 брт за поход.

u172_u172c2u172_badge172
Цветной снимок U172. По обеим сторонам рубки видна эмблема лодки - "Нептун, трубящий в рог".

После прохождения испытаний и курса обучения экипажа U172 в апреле 1942 будет приписана к 10-й боевой флотилии (Лориан, Франция).  22 апреля лодка выйдет из Киля, что бы совершить переход во Францию, который будет длится почти 10 суток. Это был единственный поход Эммермана в котором он не потопил ни одного судна.  Спустя 5 дней U172 снова выйдет в море и отправится в Карибское море, где её жертвами станут 9 судов общим тоннажем на 40 619 брт. Последним судном, потопленным Эммерманом в этом походе станет американский сухогруз "Санта Рита", которое станет причиной настоящей бойни судоходства союзников в конце 1942 года.

И грянул кейптаунский "Паукеншлаг"..
На основание полученных Эммерманом данных об обороне Кейптауна, штаб подводных сил спланировал операцию "Кейптаун", которая должна была проводится силами группы 4-х подводных крейсеров типа IXC с придачей им подводного танкера U459 (группа "Айсбер"). Одновременно с ними в Индийском океане должна была начать действовать группа 4-х лодок типа IXD2 (+ итальянская подлодка "Каньи"), став прообразом будущей группой лодок "Муссон". В результате операции "Кейптаун" немецкие подлодки отправили на дно 62 судна, включая 6 войсковых транспортов, общим тоннажем на 380 000 брт, достигнув таким образом результата 8 потопленных судов  или почти 50 000 брт на одну субмарину за один поход. Стоит признать справедливыми слова К. Блэйра, который назвал действия немецких лодок у Кейптауна "колоссальным успехом". Это была самая высокая результативность немецких субмарин за всю войну, которая превысила "счастливые времена" 1940 года и "Паукеншлаг" у берегов США в начале 1942, считавшиеся самыми удачными для подчиненных Деница. И это была "одновременно постыдная и редко упоминаемая неудача британских сил ПЛО в южно-африканских водах."
CarlEmmerman-U172
Экипаж U172 празднует пересечение экватора. Эммерман остался верен себе, празднования проходят под водой.

Принимая участия в операции "Кейптаун", U172 отправила на дно 8 судов на 60 048 брт. Таким образом Эммерман довел свой счет потопленного тоннажа до 100 000 брт за что был награжден Рыцарским Крестом. Любопытно отметить, что штаб подводных сил засчитал командиру U172 за два похода всего лишь 97 380 брт, хотя по современным данным он составил 100 667 брт.

Третий поход U172 в Атлантику снова не обошелся без интересных событий.
После возвращения от Кейптауна в декабре 1942, лодка была готова к походу в конце февраля 1943. 21-го числа того же месяца она снова вышла в море для действий у Азорских и Канарских островов против конвоев, проводимых союзниками в рамках операции "Торч". За время этого похода Эммерману удалось потопить 5 судов на 28 467 брт.

Именно в этом походе и произошло событие, которое подвинуло меня к написанию этой заметки.
7 апреля 1943 года лодка Эммермана была атакована двумя "Либерейторами" из 1-й эскадрильи ПЛО армии США.
Так описывает произошедшее Клэйр Блэйр во втором томе своего капитального труда:
"7 апреля В-24 из 1-й эскадрильи, пилотируемый Вальтером И. Торном, установил контакт на радаре с находящейся в надводном положении U172 на расстоянии в 30 миль. Торн атаковал, но к его удивлению, Эммерман принял бой нак поверхности, делая зигзаги и стреляя в ответ из 37мм орудия и зениток.  Торн вызвал помощь и на место прибыл другой В-24 из той же эскадрильи, пилотируемый Х. К. Истерлингом. Имея мало топлива, оба самолета в финале атаковали лодку и сбросили на неё 12 глуб. бомб, но ни одна из них не упала достаточно близко, что бы нанести вред U172." (с)

AAFAC-B24D-1
Не модифицированный В-24D

Честно говоря, когда я первый раз заинтересовался этим случаем, меня поразил тот факт, что два таких охотника, как В-24, не смогли справится с одной субмариной, когда в иных случаях и одного самолета хватало, что бы расправится с лодкой. Напомню, что "Либерейторы" отправили на дно за время войны 75 немецких субмарин.
Предоставлю слово самому Эммерману:

7.4.1943
Квадрат CF7844
14:20 "Галифакс" на подлете - Отражаю атаку всеми орудиями, включая и пушку 10,5 см
Квадрат CE 9986
15:00 2. "Галифакс"на подлете - Делает круги над лодкой
Атака самолета отражена залпами 10.5 см орудия. Самолет резко отворачивает - противник не предпринимает совместной атаки.
15:30 Самолет проходит над лодкой на  2000 м - 3 бомбы
Неразорвавшаяся бомба падает в 30 метрах от борта
15:55  Самолет проходит над лодкой на  3000 м - 6 бомб
Бомбы падают слева и справа  от лодки
16:00 Последний заход противника на лодку
 6 бомб - Уворачиваюсь - повреждений не имею
16:20 Самолеты уходят на восток.


Из записей в ЖБД U172 картина приобретает новые "мазки кистью".
Понятно, что немцы перепутали тип самолетов. Но весьма любопытно, что Эммерман решил принять бой с "открытым забралом" и держался на поверхности до самого конца. Причем его определенно можно назвать победителем, так как противник ретировался не солоно нахлебавшись. Введя в бой все огневые средства, включая и 105-мм палубное орудие и резко маневрируя, лодка отбила все атаки. Однако не совсем понятно поведение самих пилотов. Они вели себя как то не агрессивно и сдержано, что не было характерно для В-24 из эскадрилий ПЛО союзников. Вспоминая, что творили с лодкой Рольмана атакующие В-24, это выглядит по меньшей мере странным.

С помощью двух авторитетных экспертов по действиям авиации ПЛО союзников во время Битвы за Атлантику Рагнара Рагнарсона (Исландия) и Эриха Циммермана (Канада) удалось разобраться с загадкой боя, произошедшего 7 апреля в Атлантике.  Итак,  в этот день в воздухе южнее Азорских островов находились два В-24 из 1-й эскадрильи армии США, базировавшейся на Марокко. В 14:30 самолет, пилотируемый лейтенантом Торном установил контакт с лодкой в надводном положении. Когда Торн приблизился и начал атаку, лодка не погрузилась, а осталась на поверхности, открыв огонь.  Торн прервал атаку и начал кружить вокруг субмарины. Торн вызвал помощь, которая вскоре прибыла в лице В-24 лейтенанта Истерлинга.  Оба самолета описывали круги над лодкой, но U172 оставалась на поверхности, ведя по ним огонь из зениток и 105-мм орудия. Наконец оба В-24 достигли "Разумного Предела Выносливости" или PLE (Prudent Limit of Endurance), т.е. дошли до лимита горючего возвращения на базу и совершили каждый по заходу на лодку, сбросив каждый по 6 глуб. бомб с большой высоты, что совсем не гарантировало поражения цели. После этого самолеты легли на обратный курс, а лодка погрузилась.

U172-1
То самое палубное орудие из которых Эммерман В-24 "гонял"

Оба эксперта в оценке действий пилотов В-24 пришли к выводу, что причиной их неэффективных действий стал заградительный огонь с лодки. И Торн и Истерлинг не решились атаку на небольшой высоте, которая могла бы привести к поражению цели. Опытный Эммерман пошел на риск и ввел в действие все огневые средства, оставаясь на поверхности. Вероятно, огонь из 105-мм пушки произвел на экипажи В-24 сильное впечатление, от которого они смогли избавиться до конца боя. Проще говоря, пилоты нерешительность и максимальную осторожность. "Мышь" оказалась агрессивной и "коты" малость струхнули идти на стволы маневрирующей U172. Другой стороной медали оказались плохо скоординированные действия во время атак, которые больше были рассчитаны на везение, чем на точное бомбометание. Создается впечатление, что армейские пилоты ожидали, что ситуация будет развиваться по обычному сценарию - лодка будет уклонятся погружением и вслед ей нужно будет точно сбросить бомбы. Но Эммерман решил изменить правила игры и принял бой. Это поставило в тупик его противников, которые оказались не готовы к такому развитию событий. Возможно, что подобную тактику армейские пилоты не отрабатывали, что и привело к неудаче. С другой стороны, экипажи В-24 могли пойти на риск и атаковать лодку с не смотря на заградительный огонь, но рисковать они не захотели. Сами подводники с U172 посчитали, что хотя 105-мм пушка и не являлась средством для защиты от угрозы с воздуха, но её применение оказалось очень эффективным.

Этот случай является примером, когда оборонительная тактика, используемая подлодкой против самолета оказалась очень эффективной. Подобный случай в истории Битвы за Атлантику был не единственный, хотя история U172 явно выделяется на фоне других успешных лодок.  Но все это сыграло плохую роль немецкому подводному флоту, так как командование, ошибочно делавшее выводы, что  лодка может успешно противостоять самолету, в итоге  сделало ставку на подобную тактику, что привело к тяжелым потерям субмарин в течение лета 1943 года.

Но вернемся к дальнейшей истории U172 и её командира.
После указанных событий лодка вернулась на базу через 10 суток, где провела до следующего выхода в море более месяца. В новый поход Эммерман вышел 29 мая 1943. На этот раз U172 снова надлежало действовать в Южной Атлантике у побережья Бразилии.  Лодка провела в море 3 месяца, потопив 4 судна на 22 946 брт, за что её командира представили к Дубовым Листьям к Рыцарскому Кресту.  Но окончание похода было омрачено трагическими событиями, которые произошли с U604. Эммерману пришлось принять участие в спасении экипажа последней.  U172 вернулась на базу 7 сентября 1943.

Вернувшись во Францию, Карл Эммерман сдал лодку свое первому вахтофицеру Хоффману. Выйдя в следующий раз в море, U172 уже не было суждено вернуться обратно.  13 декабря 1943 она была потоплена группой "охотник-убийца" ЭАВ "Боуг".
U-172Sinking
Тонущая U172

Сам же Эммерман в ноябре сначала принял под свое командование 10-ю боевую флотилию ПЛ в Лориане, но спустя короткий срок был переведен на аналогичную должность в Сен-Назер на 6-ю флотилию. К этому времени он был представлен к Знаку Подводника с бриллиантами.  В августе 1944 он уже оказался в Германии, где принял участие в рабочей группе, которая отвечала за испытания и строительство лодок XXI серии. 1 декабря 1944 Эммерману было присвоено очередное звание - корветтенкапитан. В марте 1945 он стал командиром нового "электробота" U3035. 23 апреля 1945  Эммерман сдал лодку другому командиру и был назначен командиром батальона морской пехоты, которым командовал до самой капитуляции Рейха.  В плену у британцев до сентября 1946 года, после чего был отпущен и начал приспосабливаться к мирной жизни.  Эммерман связал свою карьеру с промышленностью и впоследствии работал представителем Metso Lindemann, которая сейчас известна во всем мире выпуском оборудования для переработки металоллома.  Скончался Карл Эммерман в возрасте 75 лет 25 марта 1990 года.


Такова история подводного аса Карла Эммермана.
Из истории его жизни и военной карьеры можно сделать некоторые выводы. Как человек и офицер Эммерман совмещал в себе очень много интересных качеств.
Его способность разумно рисковать, оказываться в нужное время в нужном месте и лисье чутье позволило ему выжить и добиваться успеха. Командир U172 не любил не разумный риск. Хотя немецкий флот справился к 1942 году с проблемой неконтактного модуля взрывателя торпеды, Эммерман никогда не применял его при стрельбе. Под его командованием U172 стреляла только торпедами с контактным взрывателем. Это определенный показатель того, что к этому делу подводный ас относился очень ответственно и старался бить наверняка только проверенным оружием. Такая торпедная стрельба требовала опыта   и точного расчета. Тоже самое можно сказать и о его управлении лодкой, как кораблем. К примеру,  маневрирование 7 апреля 1943 года служит определенным показателем мастерства её командира. Любопытно, что сдав свою лодку Хоффману, Эмерману однажды пришлось вновь побывать в роли командира U172, но весьма необычным способом. Лодка входила в гавань и её бывший командир вышел её встречать. Но Хоффман так безобразно маневрировал, что чуть не избежал столкновения с судном, которое там стояло. Эммерману пришлось криком и жестами подсказывать бывшему подчиненному, как ему лучше пришвартоваться.

Карл Эммерман был выходцем из так называемого призыва 34, то есть 1934 года. Многие его однокашники по Мюрвику впоследствии достигли такой же известности - Гугенбергер, Эндрасс, Кальс, Ахиллес, Тизенгаузен, Шнее и другие оказались продуктом еще довоенной подготовки, когда в Германии была возможность тщательно отбирать и готовить профессионалов.

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Источники фото:
http://www.uboat.net/
http://www.uboatarchive.net/
http://www.wehrmacht-awards.com

P.S.  Давно уже не брал в руки "шашек" и поэтому, как мне кажется, не смог дать ответы на все поставленные вопросы в этой статье. Если это так, то жду отзывов и соответственно вопросы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments