КОПИЯ.
Бомбардировочный удар по ж.д. станции Остров в ночь с 1 на 2 апреля 1944 г.
Командующий АДД приказал: молодыми экипажами, подготовленными к боевым действиям ночью, уничтожать скопление эшелонов и разрешать пути на к.д. станции Остров /получено 16.58/.
В 11.45 штабом дивизии спущено предварительное распоряжение командирам АП, требующее быть в готовности действовать в интересах Ленинградского фронта. Готовность № 2 в 19.00. Уточнение задания дополнительно.
В 17.50 командир дивизии принял решение на вылет: приказал командирам, 109 ап и 455 аскп в ночь с 1на 2.4.44г. всеми подготовленными экипажами для ночных действий уничтожать скопление эшелонов, техники и живой силы на ж.д.станции Остров, а также скопление войск на узле 3-х шоссейных дорог восточнее ж.д.станции. Время ударов 21.30 - 22.00 с Н=2700-3100 метров. Заход на цель с востока, уход левым разворотом. Вылет по расчету времени. Бомбовая зарядка - фугасные и РРАБ-3 осколочные, боевая нагрузка своим решением. К моменту получения боевого распоряжения, летный состав был в основном подготовлен, требовалось уточнение данных о цели, маршрут, средства ЗОС, линия фронта и ПВО цели. Время для подготовки летного состава было достаточно.
В 19.26 начался взлет самолетов на боевое задание. 15 самолетов взлетели за 24 мин. По сравнению с предыдущими вылетами проходил более организованнее. Разведчика погоды не высылали, пользовались фактической погодой разведчика 36 АД ДД.
В результате организуемого вылета, 12 экипажей бомбардировали основную цель.
1 экипаж, летчик мл. лейтенант Захаров, штурман мл. лейтенант Чешев, штурман-контролер капитан Стогин /109 ап/ бомбардировал запасную цель ж.д. ст. Лепассаре /16 км зап. ж.д. узла Петсери/. Ввиду закрытия основной цели облачностью в 20.05 с Н= 2500 метров, на цель сброшено 6 фаБ-100, налет 4 часа 06 мин. По наблюдению экипажа бомбы расположились в южной части ж.д. станции. Задание экипаж выполнил.
Экипаж летчик мл. лейтенант Никольский, штурман мл. лейтенант Папков /455 аскп/ вернулся с маршрута, в районе своего аэродрома запросил посадку, ввиду плохой погоды по маршруту, налетал 1 час 30 мин. Командир дивизии посадку не разрешил, приказал выполнять задание. Экипаж с района аэродрома полетел на выполнение задания. В 23 час 51 мин. с Н = 2500 м бомбардировал основную цель, сбросил 6 ФАБ-100, 1 РРАБ-3. Разрывы бомб расположились юго-вост. южной части города.
Никольский против расчетного времени пробыл в воздухе больше на 1час 40 мин, налет его 6 час. 30 мин. При следовании по маршруту на свой аэродром усомнился в остатке горючего в баках, принял решение произвести посадку на запасном аэродроме Андриаполь, о чем сообщил по радио. Утром дозаправился горючим, осмотрел самолет, после чего перелетел на аэродром базирования.
Экипаж - летчик мл. лейтенант Фигичев, штурман мл. лейтенант Халимов /455 аскл/ при полете к цели, не доходя до нее 70-80 км, остановились штурманские часы, которые были не заведены. Часов в кабине летчика и радиста не было. Полет производился за облаками на Н = 3400-3500 метров. В районе цели из-за 10 бальной облачности, экипаж, пролетев до 20 мин, цель не отыскал, с бомбами возвратился на свой аэродром, лишенный возможности контролировать полет по времени, при наличии плохих метеоусловий на контрольный ориентир Андриаполь не вышел, отклонился на север. В районе Осташков восстановил ориентировку. Контролем показаний бензочасов, летчик усомнился: хватит ли горючего до- своего аэродрома. Из района Осташков взял курс на ближайший аэродром Выползово, где произвел посадку в 00.25 мин. с бомбами благополучно. Налет 4 час. 05 мин.
Экипаж, летчик мл. лейтенант Кравченко, штурман мл. лейтенант Миненков /109 ап/ самолет № 13118 задание не выполнил, с маршрута вернулся по причине отказа РСБ-З бис, произвел посадку с бомбами на свой аэродром, налет 00 час. 24 мин. /расследованием установлено: витковые замыкания умформера, рук - 300 производственный дефект/.
Основная цель бомбардировалась в период 21.30-21.59 с Н = 1400-2800 метров. Сброшено бомб: 4 РРАБ-3, 104 ФАВ-100, 14 САБ-15 и 4 ФОТАБ-35, общим весом 12500 кг. Средняя нагрузка 1046 кг на самолет.
По наблюдению экипажей бомбы расположились в северной, сев. западной части ж.д. станции, в северной и центральной части города. 3-х экипажей, серия разрывов бомб перекрыли узел шоссейных дорог.
В результате бомбардировки создано 3 пожара в центральной части города, один из них большого размера, о чем подтверждают экипажи: Куприянова и Шалаева, бомбившие последними.
Проверкой штурманских и бомбардировочных расчетов, заключением контролирующего /инспектора по т/п подполковника Сморода, штурмана АП майора Колчина установлено - 8 экипажей выполнили задание успешно, 5 экипажей задание выполнили.
Цель освещалась экипажем, летчик Карпачев, штурман Голошапов, хорошо с Н=1800 метров.
Экипаж летчик Казанцев, штурман Черниговский сбросил САБы по расчету времени из-за облаков Н=2800 метров.
Фотографирование цели производил экипаж мл. лейтенант Никольский, штурман Попков /455 аскп/, район цели не получился - снимок хорош, ориентировать местность, заснятую по карте не удалось.
Основная цель в 21.30 - 21.50 прикрывалась огнем одной батареи МЗА, расположенной южнее реки восточн. ж.д. В период 21.50 - 21.59 вели огонь 5 батареи МЗА с восточной и юго-восточной окраины города, вблизи расположения МЗА работали 4 прожектора. Повреждений от огня МЗА самолеты не имеют.
Погода до маршруту: аэродром - Андриаполь ясно, сильная дымка, видимость 4 км. Андриаполь - цель облачность 8-10 баллов. В районе цели облачность 10 баллов, высота ниже кромки 1800 метров, верхней кромки 2000-2100 метров, дымка, видимость 3-4 км, с запада надвигается 10 бальная облачность с последующим понижением и ухудшением видимости над целью.
ВЫВОДЫ:
Сложные метеорологические условия /сильная дымка, плохая видимость/ сказались на качество выполнения боевого задания,
5 экипажей бомбили по светящим САБам и наблюдение разрывов бомб, пожаров, которые просвечивались через облачность.
4 экипажа задание не выполнили. 6 экипажей произвели бомбометание прицельно из-под нижней кромки облачности Н= 1800-1900 метров, достигли более точного поражения цели.
Подготовка молодых экипажей в полет в некоторых случаях руководителями АП упрощается /считают экипажи, выполнившие 3-4 раза благополучно боевое задание, "знающими"/. В действительности это далеко не так. К примеру:
Экипаж Карпачев -Голошапов /109 ап/, следуя по маршруту к цели на H=1400 метров, влез в облачность, начал сильно обледеневать, вернулся на свой аэродром, задание не выполнил, в то время как высота облачности была 800 метров, можно было лететь над ней, что,сделали все остальные экипажи.
Экипаж Казанцев-Черниговский /455 аскп/ сбросили САБы из-за облаков по расчету времени с Н=2000 метров, не видя цель, а по САБам могли другие экипажи сбросить бомбы.
Эти факты подтверждают необходимость в улучшении предполетной подготовки, особенно с молодыми экипажами, предусматривая особенности каждого полета в отдельности /метеоусловия по району маршрута и в районе цели, маневры: противозенитный, от прожекторов и атак истребителей противника/, готовить так экипажи, чтобы для него ничего не было в полете неожиданным, чтобы летчик-штурман всегда мог быстро, правильно, оценивать обстановку, принять решение, гарантирующее выполнение поставленный задачи, сохранение жизни экипажу и сбережение материальной части. Такая подготовка обеспечит эффективную работу без происшествий.
НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВ. ОТДЕЛА 48 Ад ДД гв. подполковник САВРАНСКИЙ.
Бомбардировочный удар по ж.д. станции Остров в ночь с 1 на 2 апреля 1944 г.
Командующий АДД приказал: молодыми экипажами, подготовленными к боевым действиям ночью, уничтожать скопление эшелонов и разрешать пути на к.д. станции Остров /получено 16.58/.
В 11.45 штабом дивизии спущено предварительное распоряжение командирам АП, требующее быть в готовности действовать в интересах Ленинградского фронта. Готовность № 2 в 19.00. Уточнение задания дополнительно.
В 17.50 командир дивизии принял решение на вылет: приказал командирам, 109 ап и 455 аскп в ночь с 1на 2.4.44г. всеми подготовленными экипажами для ночных действий уничтожать скопление эшелонов, техники и живой силы на ж.д.станции Остров, а также скопление войск на узле 3-х шоссейных дорог восточнее ж.д.станции. Время ударов 21.30 - 22.00 с Н=2700-3100 метров. Заход на цель с востока, уход левым разворотом. Вылет по расчету времени. Бомбовая зарядка - фугасные и РРАБ-3 осколочные, боевая нагрузка своим решением. К моменту получения боевого распоряжения, летный состав был в основном подготовлен, требовалось уточнение данных о цели, маршрут, средства ЗОС, линия фронта и ПВО цели. Время для подготовки летного состава было достаточно.
В 19.26 начался взлет самолетов на боевое задание. 15 самолетов взлетели за 24 мин. По сравнению с предыдущими вылетами проходил более организованнее. Разведчика погоды не высылали, пользовались фактической погодой разведчика 36 АД ДД.
В результате организуемого вылета, 12 экипажей бомбардировали основную цель.
1 экипаж, летчик мл. лейтенант Захаров, штурман мл. лейтенант Чешев, штурман-контролер капитан Стогин /109 ап/ бомбардировал запасную цель ж.д. ст. Лепассаре /16 км зап. ж.д. узла Петсери/. Ввиду закрытия основной цели облачностью в 20.05 с Н= 2500 метров, на цель сброшено 6 фаБ-100, налет 4 часа 06 мин. По наблюдению экипажа бомбы расположились в южной части ж.д. станции. Задание экипаж выполнил.
Экипаж летчик мл. лейтенант Никольский, штурман мл. лейтенант Папков /455 аскп/ вернулся с маршрута, в районе своего аэродрома запросил посадку, ввиду плохой погоды по маршруту, налетал 1 час 30 мин. Командир дивизии посадку не разрешил, приказал выполнять задание. Экипаж с района аэродрома полетел на выполнение задания. В 23 час 51 мин. с Н = 2500 м бомбардировал основную цель, сбросил 6 ФАБ-100, 1 РРАБ-3. Разрывы бомб расположились юго-вост. южной части города.
Никольский против расчетного времени пробыл в воздухе больше на 1час 40 мин, налет его 6 час. 30 мин. При следовании по маршруту на свой аэродром усомнился в остатке горючего в баках, принял решение произвести посадку на запасном аэродроме Андриаполь, о чем сообщил по радио. Утром дозаправился горючим, осмотрел самолет, после чего перелетел на аэродром базирования.
Экипаж - летчик мл. лейтенант Фигичев, штурман мл. лейтенант Халимов /455 аскл/ при полете к цели, не доходя до нее 70-80 км, остановились штурманские часы, которые были не заведены. Часов в кабине летчика и радиста не было. Полет производился за облаками на Н = 3400-3500 метров. В районе цели из-за 10 бальной облачности, экипаж, пролетев до 20 мин, цель не отыскал, с бомбами возвратился на свой аэродром, лишенный возможности контролировать полет по времени, при наличии плохих метеоусловий на контрольный ориентир Андриаполь не вышел, отклонился на север. В районе Осташков восстановил ориентировку. Контролем показаний бензочасов, летчик усомнился: хватит ли горючего до- своего аэродрома. Из района Осташков взял курс на ближайший аэродром Выползово, где произвел посадку в 00.25 мин. с бомбами благополучно. Налет 4 час. 05 мин.
Экипаж, летчик мл. лейтенант Кравченко, штурман мл. лейтенант Миненков /109 ап/ самолет № 13118 задание не выполнил, с маршрута вернулся по причине отказа РСБ-З бис, произвел посадку с бомбами на свой аэродром, налет 00 час. 24 мин. /расследованием установлено: витковые замыкания умформера, рук - 300 производственный дефект/.
Основная цель бомбардировалась в период 21.30-21.59 с Н = 1400-2800 метров. Сброшено бомб: 4 РРАБ-3, 104 ФАВ-100, 14 САБ-15 и 4 ФОТАБ-35, общим весом 12500 кг. Средняя нагрузка 1046 кг на самолет.
По наблюдению экипажей бомбы расположились в северной, сев. западной части ж.д. станции, в северной и центральной части города. 3-х экипажей, серия разрывов бомб перекрыли узел шоссейных дорог.
В результате бомбардировки создано 3 пожара в центральной части города, один из них большого размера, о чем подтверждают экипажи: Куприянова и Шалаева, бомбившие последними.
Проверкой штурманских и бомбардировочных расчетов, заключением контролирующего /инспектора по т/п подполковника Сморода, штурмана АП майора Колчина установлено - 8 экипажей выполнили задание успешно, 5 экипажей задание выполнили.
Цель освещалась экипажем, летчик Карпачев, штурман Голошапов, хорошо с Н=1800 метров.
Экипаж летчик Казанцев, штурман Черниговский сбросил САБы по расчету времени из-за облаков Н=2800 метров.
Фотографирование цели производил экипаж мл. лейтенант Никольский, штурман Попков /455 аскп/, район цели не получился - снимок хорош, ориентировать местность, заснятую по карте не удалось.
Основная цель в 21.30 - 21.50 прикрывалась огнем одной батареи МЗА, расположенной южнее реки восточн. ж.д. В период 21.50 - 21.59 вели огонь 5 батареи МЗА с восточной и юго-восточной окраины города, вблизи расположения МЗА работали 4 прожектора. Повреждений от огня МЗА самолеты не имеют.
Погода до маршруту: аэродром - Андриаполь ясно, сильная дымка, видимость 4 км. Андриаполь - цель облачность 8-10 баллов. В районе цели облачность 10 баллов, высота ниже кромки 1800 метров, верхней кромки 2000-2100 метров, дымка, видимость 3-4 км, с запада надвигается 10 бальная облачность с последующим понижением и ухудшением видимости над целью.
ВЫВОДЫ:
Сложные метеорологические условия /сильная дымка, плохая видимость/ сказались на качество выполнения боевого задания,
5 экипажей бомбили по светящим САБам и наблюдение разрывов бомб, пожаров, которые просвечивались через облачность.
4 экипажа задание не выполнили. 6 экипажей произвели бомбометание прицельно из-под нижней кромки облачности Н= 1800-1900 метров, достигли более точного поражения цели.
Подготовка молодых экипажей в полет в некоторых случаях руководителями АП упрощается /считают экипажи, выполнившие 3-4 раза благополучно боевое задание, "знающими"/. В действительности это далеко не так. К примеру:
Экипаж Карпачев -Голошапов /109 ап/, следуя по маршруту к цели на H=1400 метров, влез в облачность, начал сильно обледеневать, вернулся на свой аэродром, задание не выполнил, в то время как высота облачности была 800 метров, можно было лететь над ней, что,сделали все остальные экипажи.
Экипаж Казанцев-Черниговский /455 аскп/ сбросили САБы из-за облаков по расчету времени с Н=2000 метров, не видя цель, а по САБам могли другие экипажи сбросить бомбы.
Эти факты подтверждают необходимость в улучшении предполетной подготовки, особенно с молодыми экипажами, предусматривая особенности каждого полета в отдельности /метеоусловия по району маршрута и в районе цели, маневры: противозенитный, от прожекторов и атак истребителей противника/, готовить так экипажи, чтобы для него ничего не было в полете неожиданным, чтобы летчик-штурман всегда мог быстро, правильно, оценивать обстановку, принять решение, гарантирующее выполнение поставленный задачи, сохранение жизни экипажу и сбережение материальной части. Такая подготовка обеспечит эффективную работу без происшествий.
НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВ. ОТДЕЛА 48 Ад ДД гв. подполковник САВРАНСКИЙ.