КОПИЯ.
Бомбардировочный удар по ж.д. узлу ПЕТСЕРИ в ночь с 31.3 на 1.4.1944 г.
Петсери является небольшим, но очень важным в оперативном отношении конечным ж.д.у злом, питающий передовые части немецкой армии на псковским и островском направлениях, а также на участке фронта обороны немцев по западному берегу Псковского и Чудского озера - техникой, продовольствием, боеприпасами и людскими резервами.
Командующий АДД приказал: в ночь на 1.4.44г. уничтожать эшелоны с живой силой и техникой противника и разрушать пути на ж.д. узле Петсери /45 км западнее Псков/.
31.3.44 г. в 17.30 частям дивизии отдано боевое распоряжение - всеми подготовленными молодыми экипажами действовать в интересах Ленинградского фронта, уничтожать эшелоны с живой силой и техникой и разрушать пути ж.д. и узла Петсери. В боевом распоряжении указан маршрут полета, бомбовая зарядка, высота бомбардирования цели, заход и уход от цели, а также указано время удара 21.20 - 21.30. Вылет экипажей на боевое задание по расчету времени.
Подготовка экипажей к боевому заданию в частях заключалась в изучении маршрута, характерные ориентиры по трассе, средства ЗОС, радиомаяки, действие экипажей в различных условиях полета.
Взлет самолетов на боевое задание произошел нормально без отклонения, начался в 19.01, закончился в 19.48.
Растянутость взлета на 46 минут, для 18 самолетов не способствует строгому выдерживанию удара, характеризует наличие в частях слабых сторон в организации вылета, что не приучает молодые экипажи к четкости и дисциплине в боевой /летной/ работе.
Экипаж, где летчик Сажин, штурман Новиков /455 АСКП/ задание не выполнил - при полете к цели по маршруту, не доходя Ловать встретил низкую облачность, не имея в этот момент радиосвязи с землей с маршрута вернулся и произвел посадку без бомб на свой аэродром /бомбы 10 ФАБ-100 сбросил в оз. Великое/. Налет 2 часа 33 минуты.
17 экипажей бомбардировали основную цель - ж.д.узел Петсери в период с 21.21 - 21.50 с Н=1100-2500 метров. Сброшено бомб по цели: 4 ФЛБ-250, 14 ФАБ-100, 4 ФОТАБ-35 и 8 САБ-15. Общий весом 16 060 кг., средняя бомбовая нагрузка на самолет составляет 944 кг. Общий боевой налет 75 часов 35 мин.
По наблюдению экипажей и контролирующего майора Куракина бомбы расположились на ж.д. путях станции и в районе станционных зданий, в результате создано 3 непродолжительных пожара и до 5-ти больших взрывов.
Проверкой штурманских и бомбардировочных расчетов экипажей установлено, что 15 экипажей задание выполнили успешно, 2 экипажа задание выполнили.
Цель не фотографировалась по причине: экипаж летчик Карпачев, штурман Голошапов фотографирование не производил по метеоусловиям, произвел бомбометание с Н=1600 м, задание на фотографирование было 2400 метров, 4 ФОТАБ-35 не сбросил, привез обратно.
Экипаж Никольский - Попов /455 АСКП/ цель не фотографировал, отказал электросбрасыватель, сделал три захода, бомбы не сбрасывались - сбросил бомбы и ФОТАБы аварийно. Снимок не получился.
Летчик капитан Гусев, штурман мл. лейтенант Андриевский, стрелок-радист Ницак, воздушный стрелок Алексеев /самолет № 122313 109 ап/ после выполнения боевого задания при посадке самолета на своем аэродроме потерпел катастрофу, в результате летчик и штурман погибли, стрелок и стрелок-радист получили легкое ранение.
Заход и расчет на посадку был произведен летчиком Гусевым правильно без отклонений, при планировании на посадку на высоте 15-20 метров машина пошла в правый крен, из правого крена перешла резко в левый крен и на нос, в таком положении врезалась в землю.
Ст. сержант Ницак /радист/, летевший с капитаном Гусевым показывает, что работа материальной части в процессе всего полета была хорошая, разговоров об отказе каких-либо приборов в экипаже не было. На планировании до момента падения, щитки выпущены не были, перед падением самолет резко взмыл к верху и закачался, после чего стал беспорядочно падать.
Причина катастрофы произошла по ошибке летчика Гусева, допущенной во время планирования самолета ИЛ-4. Выпустил щитки на большой скорости, щитки полностью не выпустились, а ручка выпуска щитков осталась в положении на выпуск - при уменьшении скорости под лучом прожектора /40-45 метров/ щитки резко выпали, самолет подбросило к верху с резкий потерей скорости с переходом в правый крен. Летчик самолет из правого крена вывел, но создал ему левый, вследствие малой скорости удержать его не смог, самолет свалился на левое крыло и на нос. В таком положении врезался в землю. Самолет разбит, ремонту не подлежит.
Мероприятия по предупреждению происшествий: проработать со всем летным составом новую инструкцию по эксплуатации и технике пилотирования самолета ИЛ-4, требовать от всех летчиков неуклонного выполнения ее.
Не допускать низкого подтягивания при расчете на малой скорости.
Научить и требовать от всех летчиков работать по связи с 5 АК особенно на взлете и посадке.
Экипаж в составе летчик капитан Захаров, штурман майор Висков, стрелок-радист Будзинский,, воздушный стрелок сержант Конев /455 АСКП/ после выполнения боевого задания на обратном маршруте, следуя на свой аэродром, уклонился и вместо Андриаполя прошел 15 км южнее города Осташково, при подходе к ж.д. станции Сигово был обстрелян ЗА и ККП.
За несколько минут до прохода станции Сигово экипажем, станция подверглась бомбардировке самолетами противника, поэтому ПВО самолет капитана Захарова приняли за неприятельский и обстреляли его, В результате обстрела самолет получил повреждения, от чего потерял управление, перевернулся и через левое крыло на спину и в беспорядочном положении падал на землю,
Капитан Захаров и сержант Конев выбросились на парашютах, приземлились благополучно. При прыжке из самолета майор Висков попал под винт, в результате чего порвано 6 строп и вырвало 8 кв. метров с купола парашюта. При приземлении майор Висков получил перелом с порывом спинного мозга, перелом правой ноги ниже голени в двух местах. Спустя 36 часов после катастрофы умер.
Стрелок-радист ст.сержант Будзинский упал вместе с самолетом, погиб под обломками его. Самолет упал в 7 км от станции Сигово между деревнями Косырево и Данилово. Установить степень повреждения самолета не удалось, т.к., падая отвесно, попал в торфяной грунт, самолет весь ушел в землю и сгорел.
ВЫВОДЫ:
Погода для экипажей, начинающих самостоятельно выполнять боевые задания ночью, была сложная, однако, с поставленной задачей командования экипажи справились хорошо, за исключением Гусева, который при планировании на посадку допустил невнимательность - ошибку, в результате которой потерпел катастрофу.
Экипаж капитана Захарова был сбит на нашей территории ПВО станции Сигово, в результате отклонения от заданного маршрута /30-40 км/. В данном конкретном случае при внимательности экипажа, в частности штурмана, при следовании на свой аэродром точно по заданному маршруту можно было это происшествие избежать.
Примечание: материал составлен из боевых документов и из опроса отдельных лиц, участников полета.
НАЧАЛЬНИК 0ПЕР. 0ТД. 48 АД ДД гв. подполковник Савранский.
Бомбардировочный удар по ж.д. узлу ПЕТСЕРИ в ночь с 31.3 на 1.4.1944 г.
Петсери является небольшим, но очень важным в оперативном отношении конечным ж.д.у злом, питающий передовые части немецкой армии на псковским и островском направлениях, а также на участке фронта обороны немцев по западному берегу Псковского и Чудского озера - техникой, продовольствием, боеприпасами и людскими резервами.
Командующий АДД приказал: в ночь на 1.4.44г. уничтожать эшелоны с живой силой и техникой противника и разрушать пути на ж.д. узле Петсери /45 км западнее Псков/.
31.3.44 г. в 17.30 частям дивизии отдано боевое распоряжение - всеми подготовленными молодыми экипажами действовать в интересах Ленинградского фронта, уничтожать эшелоны с живой силой и техникой и разрушать пути ж.д. и узла Петсери. В боевом распоряжении указан маршрут полета, бомбовая зарядка, высота бомбардирования цели, заход и уход от цели, а также указано время удара 21.20 - 21.30. Вылет экипажей на боевое задание по расчету времени.
Подготовка экипажей к боевому заданию в частях заключалась в изучении маршрута, характерные ориентиры по трассе, средства ЗОС, радиомаяки, действие экипажей в различных условиях полета.
Взлет самолетов на боевое задание произошел нормально без отклонения, начался в 19.01, закончился в 19.48.
Растянутость взлета на 46 минут, для 18 самолетов не способствует строгому выдерживанию удара, характеризует наличие в частях слабых сторон в организации вылета, что не приучает молодые экипажи к четкости и дисциплине в боевой /летной/ работе.
Экипаж, где летчик Сажин, штурман Новиков /455 АСКП/ задание не выполнил - при полете к цели по маршруту, не доходя Ловать встретил низкую облачность, не имея в этот момент радиосвязи с землей с маршрута вернулся и произвел посадку без бомб на свой аэродром /бомбы 10 ФАБ-100 сбросил в оз. Великое/. Налет 2 часа 33 минуты.
17 экипажей бомбардировали основную цель - ж.д.узел Петсери в период с 21.21 - 21.50 с Н=1100-2500 метров. Сброшено бомб по цели: 4 ФЛБ-250, 14 ФАБ-100, 4 ФОТАБ-35 и 8 САБ-15. Общий весом 16 060 кг., средняя бомбовая нагрузка на самолет составляет 944 кг. Общий боевой налет 75 часов 35 мин.
По наблюдению экипажей и контролирующего майора Куракина бомбы расположились на ж.д. путях станции и в районе станционных зданий, в результате создано 3 непродолжительных пожара и до 5-ти больших взрывов.
Проверкой штурманских и бомбардировочных расчетов экипажей установлено, что 15 экипажей задание выполнили успешно, 2 экипажа задание выполнили.
Цель не фотографировалась по причине: экипаж летчик Карпачев, штурман Голошапов фотографирование не производил по метеоусловиям, произвел бомбометание с Н=1600 м, задание на фотографирование было 2400 метров, 4 ФОТАБ-35 не сбросил, привез обратно.
Экипаж Никольский - Попов /455 АСКП/ цель не фотографировал, отказал электросбрасыватель, сделал три захода, бомбы не сбрасывались - сбросил бомбы и ФОТАБы аварийно. Снимок не получился.
Летчик капитан Гусев, штурман мл. лейтенант Андриевский, стрелок-радист Ницак, воздушный стрелок Алексеев /самолет № 122313 109 ап/ после выполнения боевого задания при посадке самолета на своем аэродроме потерпел катастрофу, в результате летчик и штурман погибли, стрелок и стрелок-радист получили легкое ранение.
Заход и расчет на посадку был произведен летчиком Гусевым правильно без отклонений, при планировании на посадку на высоте 15-20 метров машина пошла в правый крен, из правого крена перешла резко в левый крен и на нос, в таком положении врезалась в землю.
Ст. сержант Ницак /радист/, летевший с капитаном Гусевым показывает, что работа материальной части в процессе всего полета была хорошая, разговоров об отказе каких-либо приборов в экипаже не было. На планировании до момента падения, щитки выпущены не были, перед падением самолет резко взмыл к верху и закачался, после чего стал беспорядочно падать.
Причина катастрофы произошла по ошибке летчика Гусева, допущенной во время планирования самолета ИЛ-4. Выпустил щитки на большой скорости, щитки полностью не выпустились, а ручка выпуска щитков осталась в положении на выпуск - при уменьшении скорости под лучом прожектора /40-45 метров/ щитки резко выпали, самолет подбросило к верху с резкий потерей скорости с переходом в правый крен. Летчик самолет из правого крена вывел, но создал ему левый, вследствие малой скорости удержать его не смог, самолет свалился на левое крыло и на нос. В таком положении врезался в землю. Самолет разбит, ремонту не подлежит.
Мероприятия по предупреждению происшествий: проработать со всем летным составом новую инструкцию по эксплуатации и технике пилотирования самолета ИЛ-4, требовать от всех летчиков неуклонного выполнения ее.
Не допускать низкого подтягивания при расчете на малой скорости.
Научить и требовать от всех летчиков работать по связи с 5 АК особенно на взлете и посадке.
Экипаж в составе летчик капитан Захаров, штурман майор Висков, стрелок-радист Будзинский,, воздушный стрелок сержант Конев /455 АСКП/ после выполнения боевого задания на обратном маршруте, следуя на свой аэродром, уклонился и вместо Андриаполя прошел 15 км южнее города Осташково, при подходе к ж.д. станции Сигово был обстрелян ЗА и ККП.
За несколько минут до прохода станции Сигово экипажем, станция подверглась бомбардировке самолетами противника, поэтому ПВО самолет капитана Захарова приняли за неприятельский и обстреляли его, В результате обстрела самолет получил повреждения, от чего потерял управление, перевернулся и через левое крыло на спину и в беспорядочном положении падал на землю,
Капитан Захаров и сержант Конев выбросились на парашютах, приземлились благополучно. При прыжке из самолета майор Висков попал под винт, в результате чего порвано 6 строп и вырвало 8 кв. метров с купола парашюта. При приземлении майор Висков получил перелом с порывом спинного мозга, перелом правой ноги ниже голени в двух местах. Спустя 36 часов после катастрофы умер.
Стрелок-радист ст.сержант Будзинский упал вместе с самолетом, погиб под обломками его. Самолет упал в 7 км от станции Сигово между деревнями Косырево и Данилово. Установить степень повреждения самолета не удалось, т.к., падая отвесно, попал в торфяной грунт, самолет весь ушел в землю и сгорел.
ВЫВОДЫ:
Погода для экипажей, начинающих самостоятельно выполнять боевые задания ночью, была сложная, однако, с поставленной задачей командования экипажи справились хорошо, за исключением Гусева, который при планировании на посадку допустил невнимательность - ошибку, в результате которой потерпел катастрофу.
Экипаж капитана Захарова был сбит на нашей территории ПВО станции Сигово, в результате отклонения от заданного маршрута /30-40 км/. В данном конкретном случае при внимательности экипажа, в частности штурмана, при следовании на свой аэродром точно по заданному маршруту можно было это происшествие избежать.
Примечание: материал составлен из боевых документов и из опроса отдельных лиц, участников полета.
НАЧАЛЬНИК 0ПЕР. 0ТД. 48 АД ДД гв. подполковник Савранский.