wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

43. Что было, то было… Старшина Кулаков к продолжению готов!…

Оригинал взят у wlad_ladygin в 43. Что было, то было… Старшина Кулаков к продолжению готов!…
    Поторопился я, однако, завершить публикации писем старшины Кулакова. Вот еще одно весьма богатое на информацию письмо стрелка-радиста Кулакова, обнаруженное мной и в котором он просто по-человечески характеризует своих знаменитых однополчан. Первый фрагмент письма дополняет пост № 39 о гибели летчика Кибальника.
      «  - Покинуть машину! – скомандовал Кибальник.
      Я выбросился и когда раскрылся парашют, то огляделся. Наш самолет под углом 45° идет к земле, а недалеко свободно падает человек. Я насчитал три сальто. Удар самолета о землю. Приземлился я нормально. Собрал парашют в руки и пошел к самолету, и тут увидел второго человека с парашютом. Это был штурман Кравченко. К самолету мы подходить не стали, а сели в окоп, которых было на этом поле очень много. Переждали, когда все боеприпасы взорвутся. Тут же нашли Кибальника. Изо рта, носа и ушей шла кровь. Он почему-то не раскрыл парашют. Через несколько минут около нас появились две детские фигурки.

      - Дяденьки, вы русские или немцы? – спросили они.
      -Мы русские! – ответили мы.
      В свою очередь спросили, какой город находится поблизости. Они сказали, что в 8 км находится г. Старица, Калининской области, а деревня рядом называется Большие Ледники.  Парашюты  мы оставили в деревне, а сами пошли в Старицу, где была в/ч ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Взяли лошадь и привезли Кибальника, а через два дня схоронили его в сквере. На другой день к нам на ПО-2 прилетел командир эскадрильи Федоров. Он взял парашют Кибальника, выдернул кольцо с тросиком и он раскинулся. По-видимому, Кибальник по какой-то причине  потерял сознание. Возможно, ударился при выбросе из самолета.
      О Баукине. Мне пришлось сделать с ним несколько вылетов, может быть 3 или 4. Что я могу о нем сказать? Говорили, что как пилот он был очень хороший. Король воздуха, так говорили. Но у него не все хорошо получалось со взлетами и посадками. Помню в конце 1942 или вначале 1943 г. после возвращения с боевого задания его самолет при посадке развернуло, и он ударился о другой самолет на стоянке. Оба самолета сгорели. Он был храбр, любопытен. Он любил посмотреть, как бомбят другие. И над целью кружился 25-30 минут. Другие этого не делали, если они не были контролерами, осветителями цели или фотографами. Баукин был в не ладах с грамотой. У него были странности. Он любил оружие и нас заставлял брать еще карабины с собой. По поводу этого были неприятные разговоры. Сам где-то достал себе кортик и носил его, хотя по форме этого не было положено. Любил собрать он народ и провести какую-нибудь беседу, а кончал он ее неизменно:
      -…Так вот, товарищи! Все это надо так раздраконить, что бы…» и т.д.
      Скажу вам по секрету, летчики звали его «Дракон» . Уж очень он любил это слово. Однажды возвращаемся мы с ним с боевого вылета. Перелетели линию фронта. Погода стоит скверная прескверная. Получаю циркулярную радиограмму: «Погода на нашем аэродроме ясная».  Докладываю ему. Пересекли ж.д. линию Москва-Ленинград. Погода хуже и хуже. Слышу его сигнал:
      -Кулаков, запроси погоду нашего аэродрома.
      -Слушаюсь - и запрашиваю, а мне отвечают: «Ясно!»
      Докладываю ему. А погода хуже и хуже. Льет дождь. Стрелок открыл люк, толкнул меня, показывает. Прямо нами мелькают верхушки деревьев. Я посмотрел и покачал головой.        Слышу опять сигнал командира:
      -Кулаков, запроси погоду нашего аэродрома – приказывает он. Я тут же запросил и через пару минут докладываю:
      -Ясно!
      Тут Баукин не выдержал, как закричит на меня:
      -Я тебя, такой сякой, покажу ясно! Я тебя…»
      Я молчу. Не долетая километров 10 до Якушева облачность оборвалась, и мы увидели чистое небо, Рыбинское море, стартовые огни. Произведя посадку и написав донесение, пошли в столовую. Там в коридоре Баукин подошел ко мне и говорит:
      -Кулаков, ты понимаешь… Извини меня. Я погорячился, погода, сам видишь, была какая.
      Я ему:
      -Что вы, что вы, товарищ майор! Ничего и не было! Пожалуйста, важность какая!
      О его гибели, как-то ничего не помню. Просто он не возвратился. Так было со многими.
Народны памятник
Надгробный памятник. Автор Алексей Машков. 2012 г.
(21 сентября 1943 г. С. Пташки, Руднянского района, Смоленской области)

      О Васильеве. Это был обаятельный человек с высоким интеллектом. При разделе полка на два - 42-го и 108-го, Васильева назначили командиром эскадрильи, а его радист должен быть начальником связи. Я был молод, у нас был Федор Ермилов. Он был старше меня лет на 10. Сверхсрочник. У начальства было два мнения. Одни был за меня, другие возражали. Помню, мы лежали на постелях, к нам вбегает адъютант АЭ Болдин и говорит:
      - Кулаков, ты пойдешь с Васильевым!
      -Хорошо! – отвечаю.
      Через некоторое время он же:
      - Ермилов,  ты пойдешь с Васильевым!
      Ермилов встрепенулся от радости. И так несколько раз.  В эту ночь Васильев полетел в разведку погоды. Говорили, что они пересекли ж.д. линию Москва-Ленинград, но потом их вернули. Где-то в районе Углича  они шли на вынужденную посадку, причем с зажженной фарой, а  штурман Кравченко стрелял осветительными ракетами. Все было бы хорошо, но говорили, самолет зацепился за хлев. Все они погибли. Васильев, Кравченко, Ермилов, Биенко.
Васильев
Самая известная фотография летчика Васильева В.В.
…12 мая был на нашем аэродроме в Якушево. Постоял, постоял я на середине его, вспоминая, как когда-то отсюда отправлялись мы в далекий путь. А сейчас там тишина, только птички чирикают».
     Жаль, что письма старшины Кулакова не датированы, но скорей всего это 1972-1973 годы ХХ столетия.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments