fotoflota (fotoflota) wrote in mil_history,
fotoflota
fotoflota
mil_history

Categories:

Самый радиоактивный "Лепсе"

Сегодня расскажу про судно "Лепсе", очень радиоактивное. "Лепсе" является самым ядерно- и радиационно-опасным плавучим объектом в России. На сегодняшний день ни на одной атомной подводной лодке, выведенной из боевого состава ВМФ, не находится отработанного ядерного топлива с такой высокой активностью, как на "Лепсе".

Сентябрь 2012. "Лепсе" на пути к месту утилизации на судоремонтное предприятие "Нерпа".


Теплоход "Лепсе" был построен в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе. Сорок лет назад на Адмиралтейском заводе судно было переоборудовано по специальному проекту в плавучую технологическую базу. В течении двадцати лет "Лепсе" обеспечивал перезарядки ядерного топлива атомных ледоколов.

1961 год. Адмиралтейские верфи, переоборудование "Лепсе".
Лепсе

В 1984 году судно отправилось в свой последний рейс и в Карском море попало в сильный шторм. Радиоактивная вода выплеснулась в помещение хранилища, и потом его не удалось полностью дезактивировать. С тех пор уровень радиации во всех помещениях "Лепсе" остаются высоким, что мешает его утилизации. С конца 1980-х годов "Лепсе" стоит у причала, представляя собой все большую потенциальную ядерную и радиационную угрозу.



Активность ОЯТ в хранилище в настоящее время соизмеримо с активностью выброса при аварии на предприятии "Маяк" в 1957 году. По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон. В хранилище отработавшего ядерного топлива размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок, в том числе выгруженных из реактора атомного ледокола "Ленин" после аварий в 1965 и 1967 годах.

Корабль построен в 1934 году, это заметно по корпусу, а надстройку поменяли уже в 1960 году.


Отработавшие тепловыделяющие сборки размещены в пеналах хранилища корабля и имеют коррозионное разрушение, сопровождаемое изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающее возможность свободного извлечение топлива из хранилище. Проще говоря, не понятно как вытащить из корабля отработавшее ядерное топливо, заходить на корабль смертельно опасно, костюмы наверно помогут, но в них это всё не вытащить, поэтому корабль надо резать. На корабле твёрдых радиоактивных отходов различного уровня активности находятся в помещении размером 50 квадратных метров. В производственных помещениях размещено для хранение специальное оборудование, которое использовалось для выполнения радиационно-опасных работ и впоследствии чего было загрязнено радионуклидами.
В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов (с сохранением в рабочем состоянии главного двигателя). В 1999 году после проведенного докового ремонта на судоремонтном заводе "Нерпа" судну присвоен класс стоечного, несамоходного с постоянным местом стоянки у причала ФГУП «Атомфлот».

В настоящее время судно находится у причала судоремонтного завода "Нерпа" в ожидании своей утилизации.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments