wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

34. Ребусы от штурмана Шведовского… Продолжение

Оригинал взят у wlad_ladygin в 34. Ребусы от штурмана Шведовского… Продолжение
     В главе «К югу от столицы» Алексей Крылов в мемуарах «По приказу ставки» описывает боевой вылет на Путивль. В нем участвовал экипаж летчика Калинина, в составе которого входил штурман Владимир Шведовский. Читаем:  «В одном из полетов на Путивль, где наши бомбардировщики наносили удары по скоплению живой силы и техники врага, в самолет Калинина попал зенитный снаряд. Машина загорелась, стала неуправляемой. В эти секунды послышался тревожный голос штурмана Володи Шведовского:
— Что делать, Николай?
— Всем прыгать! — тоном приказа сказал Калинин. Кабина наполнилась дымом, пламя подбиралось к ногам, невозможно было дышать. Взглянув на приборную диску, летчик отметил: «Высота — пятьсот метров. Пора!»
— Кто остался в самолете?
      На вопрос командира никто не ответил. Калинин отжал защелку колпака и выбросился из кабины.
Летчик не помнил, как он раскрыл парашют, как приземлился, как подобрали его немцы и доставили в госпиталь для военнопленных...»
  Алексей Крылов такие подробности мог узнать только у оставшегося  в живых очевидца данного эпизода – у летчика Калинина Николая Михайловича. В наградном листе на летчика Калинина читаем:
10

      Однако на страницах 50 и 51 документа http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9440136&page=50 22.9.41 года, когда погибает Шведовский по версии документа http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9489655 или 29.9.41, что указывается в наградном листе на летчика Калинина http://www.podvignaroda.ru/?n=22574621,  53-ий  ДБАП потерь не нес, и на Путивль не летал. Но факт спасения одного из членов экипажа, в котором штурман Шведовский выполнил якобы свой последний боевой вылет, и упомянутый Крыловым,  документально подтверждается. Как вспоминает летчик Калинин, он не помнит, как оказался на земле, и, дав команду экипажу покинуть горящий самолет, не ведает о том, кто мог еще, кроме него самого самолет покинуть. Из этого следует сделать вывод, что штурман, стрелок-радист и воздушный стрелок все-таки пропали без вести, а не погибли.
      А что касается утопленного бомбардировщика Голубенкова в водах Финского залива, то Крылов повествует в  главе своей книги «Крылом к крылу с балтийцами»: «…А в Финском заливе через каждые пять — восемь километров по нашим бомбардировщикам открывали огонь фашистские корабли. Правым ведомым в звене капитана Юспина шел капитан Голубенков. При обстреле на его машине был отбит левый элерон. Летчик, однако, сумел удержать самолет и дотянуть до песчаной косы, которая находилась впереди по курсу. При планировании Голубенков неожиданно отвернул от берега и, оставляя за собой белые буруны, стал приводняться. Майор Юспин видел, как члены экипажа выскочили из кабин, группкой собрались на центроплане. Вскоре машина погрузилась в воду.
      Не могли предполагать тогда Виталий Кириллович Юспин и другие участники перелета, что Голубенков сознательно отвернул от косы — она была усеяна огромными валунами — и этим спас людей…».
      Этот эпизод в контексте первых налетов нашей дальней авиации на Берлин  дает понять, что были случаи делегирования отдельных экипажей из 53-го ДБАП в другие авиационные части для выполнения совместных боевых действий. Это касается причастности экипажа Калинина к группе Бицкого.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments