wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

33. Ребусы от штурмана Шведовского. Ответ для Ирины из Киева

Оригинал взят у wlad_ladygin в 33. Ребусы от штурмана Шведовского. Ответ для Ирины из Киева

Здравствуйте Ирина!
Интересный ребус  получается с Вашим дедом.  Вот что мне удалось выяснить по штурману Шведовскому Владимиру Петровичу. Возможно, я повторяю Ваш путь, но не исключено, что  связь между известными нам обоим документами выстроена нами  по-разному. Это моя интерпретация найденного и как-то по другому мной осмысленна.
Естественно, что начал я с «Мемориала». Список короткий. Обнаружились два штурмана, оба  капитаны и полные тески. Один пропал без вести, другой погиб, оба в начале войны. Летали на бомбардировщиках, один точно на ДБ-3а, что был на вооружении 53-го ДБАП, другой, по видимому, на ДБ-3ф, т.к. тот экипаж как будто бы состоял из четырех «летунов» и принадлежал группе Бицкого.  Первый раз я столкнулся с группой Бицкого из письма штурмана Александрова, которое опубликовал на форуме сайта www.a2m.ru и повторил его в записи за №19 своего журнала.  Итак, документ №1 находим на http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9220845 и читаем:

1

Док №1

Обращаем внимание на дату – пропал без вести 16.9.41 г.  Другой документ №2 расположен здесь: http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9489655 . Он касается боевых потерь из группы Битского:

2

Док. №2

В документе так же фигурирует штурман Шведовский Владимир Петрович. Гибель экипажа из 4-х человек датируется 22.9.41 г.
            Следующий документ №3 находится здесь: http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77185445. Так как мы точно знаем, что Ваш дед был штурманом в экипаже Голубенкова Ивана Васильевича, то это, несомненно,  53-й ДБАП, остатки которого влились в феврале 42-го в 455 ап ДД.

3

Док. №3

Основанием этого документа послужил документ №4, расположенный на http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73402270&page=2

4

Док. №4

В этих документах подверждается, что капитан Шведовский Владимир Петрович в должности штурмана пропал без вести 16.9.41 г. и 12.10.41 г., не дав о себе знать,  был исключен из списков полка и снят с довольствия.

Но ранее мной был обнаружен документ при других обстоятельствах и целях: http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9490128&page=1  (присвоим ему №5). Благодаря ему и родился пост под названием  «21. Они сражались за Родину… 25 июня 41-го. Трагедия над Вильно». На первоначальный вариант его Вы и «набрели» на форуме сайта a2m.ru, что и сделало возможным дальнейшее исследование, но уже связанное с Вашим дедом. Этот документ уникален. В нем как на ладони вся боевая работа 40 авиадивизии, в которую   входили 7, 53 и 200 ДБАП по дням и по часам, начиная с 22.06.41 г по момент слияния с начала 200-го с 53-им, а затем 53-го с 455-ым  авиаполком  ДД.
            На странице 49 данного документа http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9440136&page=49 можем обнаружить, что 16.9.41 г. 53-и ДБАП произвел боевой вылет 18-ю бомбардировщиками на уничтожение войск противника в районе Осинушко – Ореховно – Пахново – Селигер. Из 18 бомбардировщиков, вылетевших на это задание, 17 вернулось на родную базу. Один, выходит, был потерян.

5

Док. № 5 (стр. 49)

Но на странице 20 этого документа (http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9440136&page=20) потеря этого самолета почемуто датируется 14.9.41 г.,  и в списке значится строкой под № 104.  А запись под №105 относится уже к 7 ДБАП и датируется аж 17.9.41 г..  Про потерю от  16.9.41 г. на данной странице в этом документе вообще не указывается. Ошибка писаря, составляющего данный документ? Возможно.

6

Док. №5 (стр. 20)

Однако в другом документе  (дадим ему № 6) под названием «Донесения о безвозвратных потерях» http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9490128&page=1 на страницах 12 и 13 уточняем, что кроме штурмана Шевченко, остальные члены экипажа – летчик Мурашов, стрелок-радист Гаврилов, и стрелок Халеев, погибли все же 16.9.41 г..

7

Док. №6 (стр. 12 и 13)

Из этого смело можно утверждать, что это тот самый экипаж, который не вернулся из боевого вылета, совершенного 53-им ДБАП именно 16.9.41 г.  Тогда возникает вопрос, а что же случилось со штурманом Шведовским Владимиром Петровичем? По документам за №1,3 и 4 он 16.9.41 г. пропал без вести! Но ни в одной записи от  16.9.41 г. в приведенных документах за №№ 5 и 6 он не фигурирует!
            У штурмана в боевой обстановке, летающего на ДБ-3а или ДБ-3ф, имеются три варианта: вернуться в самолете «домой» живым, раненным или мертвым, или покинуть самолет либо на высоте, либо на земле, но вне своего аэродрома, или погибнуть вместе с самолетом. А коли нам представлено, что штурман Шведовский пропал без вести, а другие члены его экипажа как будто здесь не причем, то выходит, что  он вообще в этот день 16.9.41 г. был либо у себя на базе, либо в другом месте.
            В документе №5 на странице 38 (http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9440136&page=38) в разделе «Не боевые потери» в записи под № 16 от 10.8.41 г. обнаруживаем следующий факт потери самолета.

8

Док. №5 (стр. 38)

Экипаж в составе летчика Голубенкова, штурмана Шведовского, радиста Дворянкина и стрелка Ковзана при перелете вдоль Финского залива вынуждено приводнились на воду, по причине чего самолет затонул. Экипаж остался жив.
            Следующим упоминанием о летчике Голубенкове является запись под № 148 на странице 29 (http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9440136&page=29), в которой говорится, что самолет, управляемый Голубенковым, 25.11.41 г. «сел вынуждено в районе Поляковский – Майдан». Экипаж не перечисляется, но указывается что он «жив».

9

Док. № 5 (стр.29)

Значит все это время капитан Голубенков, в экипаже которого летал до 16.9.41 г. штурман Шведовский, оставался живым, летал на боевые задания, терпел катастрофы и т.д. И как будто штурмана Шведовского и не теряли, коли сам летчик оставался всегда при деле? Возможно, штурман Шведовский летал в другом экипаже? Выходит так!

            И в заключении еще раз давайте обратимся к документу №2 и еще раз перечитаем состав экипажа из группы Бицкого, погибшего 22.9.41 г.: летчик Калинин, штурман Шведовский Владимир Петрович, стрелок – радист Кошман Виктор Кузьмич, стрелок-радист Ковзан Иосиф Семенович. Вот! Как думаете – совпадение? Все возможно, но я предполагаю, что штурман Шведовский и стрелок Ковзан были по какой-то причине приданы группе Бицкого, где в одном из боевых вылетов 22.9.41 года не вернулись с боевого задания.  И продолжать поиски места гибели этого экипажа следует попробовать с увязкой материалов по Бицкому.

            С уважением Владимир.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments