wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

24. Они сражались за Родину… Тетради штурмана Стогина (взаимосвязь судеб)

Оригинал взят у wlad_ladyginв 24. Они сражались за Родину… Тетради штурмана Стогина (взаимосвязь судеб)

В посте о Петре Романове я упомянул командира эскадрильи 108-го авиаполка – майора Горбунова, в экипаж которого был переведен штурман Алексей Прокудин. А из письма бывшего помощника начальника штаба 42-го авиаполка ДД Лисина Василия Федоровича читаю: «… Я хорошо помню командира эскадрильи капитана Горбунова И.И.. Его самолет был сбит истребителем Фокке-Вульф – 190 над городом Кенигсберг, когда экипаж возвращался обратно после выполнения боевого задания. Штурман и стрелок были убиты, Горбунов и стрелок-радист выбросились из горящего самолета на парашютах и попали в плен. Немцы предлагали ему перейти к ним на службу, но он категорически отказался. Во время перевозки внутрь Германии он вместе со стрелком-радистом взломали вагон и выпрыгнули из эшелона. Пробирались обратно разными путями. Капитан Горбунов возвратился в полк, если мне память не изменяет, месяца через три. Радист вернулся немного позже. Как мы были рады их возвращению…»

В наградном листе на капитана Горбунова нахожу подтверждение этому факту: «…19.3.42 года при бомбардировании политического центра Данциг самолет, пилотируемый капитаном Горбуновым, был сбит истребителем противника Ме-110. После возвращения в часть, т.е. с 23.12.42 товарищ Горбунов произвел 55 успешных боевых вылетов ночью…». Это на момент датирования данного документа - 22.03.44 г.

Но далее из подробных очерков штурмана Стогина Николая Яковлевича из 455-го авиаполка ДД, сохранившихся в архиве переписки Сергиенко, открылось удивительное описание о плене наших героев и подробности их побега. Ил-4, на котором Стогин летел на задание, в сложных метеоусловиях полета потерпел аварию. В сплошных грозовых облаках самолет обледенел и стал резко терять высоту. Заглохли двигатели. Надежда запустить двигатели на более низкой высоте разом рухнула – самолет на 700 метровой высоте попал в сильнейший поток воздуха и, опрокинувшись на спину, стал окончательно неуправляемым. Раскрыв парашют, Стогин больше никого не увидел, только в дали горевший на земле свой самолет. Этот злополучный полет случился 22 июля 1942 года. Потом долгий путь на восток. В дальнейшем Стогина выдала полицаям жительница одной из деревень, куда Стогин зашел в надежде раздобыть еду. Так он попал в плен.

А вот стрелок-радист Альхименко П.П. из экипажа ГСС майора Брысева, в котором в дальнейшем летал штурманом Николай Стогин, об этом рассказывает несколько иначе: «… В конце июля 1942 года под Псковом самолет, в экипаже которого он (Стогин) был штурманом, был сбит немецкими истребителями. Летчику ст. лейтенанту Иванову и ему удалось спастись на парашютах, радист и стрелок погибли. Блуждая по территории, оккупированной немцами, он вышел на окраину деревни, где пасся скот, пастух в разговоре с ним обещал познакомить с людьми, имеющими связь с партизанами, а в место этого предал, передав его в руки полиции…» Все это частности, но факт предательства «местных» все же имеет место.

Сначала лагерь смерти Даугавпилс, затем лагерь под Ригой. «…Нас одиннадцать человек летного состава, вскоре приводят еще двух – командира АЭ 108-го полка (точнее 42-го, Владимир), моего хорошего знакомого летчика капитана Горбунова и его воздушного стрелка Дашенкова. Они сбиты над Кенигсбергом. Горбунов с обгоревшим лицом был еще в унтах. Увидев меня, он заулыбался…». Описание данного периода можете прочитать из первых рук, и почерком самого штурмана Стогина:

Тетрадь 1: http://yadi.sk/d/QKBh7FR70zqF2

Тетрадь 2: http://yadi.sk/d/-SW2Cnm51Utxh

Тетрадь 3: http://yadi.sk/d/C5EMN-ny1ft8C

Тетрадь 4: http://yadi.sk/d/qsE1Z1C_21jss

Одним словом – ребята жили одним: мечтой о побеге. И случай представился. Всю группу, а к ней прибавилось еще несколько человек, погрузили в товарный вагон, прицепленный в конце состава, и под усиленным конвоем, расположенным в тамбуре соседнего вагона, отправили в Польшу. Ребята ножом «пропилили» доску возле засова, закрученного проволокой снаружи, но ошиблись. Распутать проволоку с этого расстояния было не возможно, а следующая остановка была конечной. Отчаянно начали по очереди расшатывать решетку окна, и наконец, ее выставили наружу. «…Пролом готов. По своим размерам через него не все могли пролезть. Крупный по телосложению Горбунов крикнул мне - «Коля действуй! Освободи от проволоки запор!»… Меня подхватили на руки и, подняв под потолок, сунули ногами в проем. Я вишу на той стороне вагона на вытянутых руках, держась за край пролома…» С неимоверными усилиями Стогину удалось освободить от проволоки засов и его открыть. Затем он спрыгнул. За ним прыгнул еще один узник – инженер-майор Дмитрий Терещенко, спешивший ему на помощь. «… Это было днем под Вильно, 19 сентября 42 года…» Они через несколько суток, наконец, добрались до партизан, а затем вернулись на большую землю в свои части. Но как этого сделали другие, Стогин не знает.
А вот возвращались Горбунов и Стогин после проверки «их темного недавнего прошлого» в суздальской крепости из Москвы в свою дивизию в Ярославле вместе.

А в 1948 году, когда штурман Прокудин уволился из армии по состоянию здоровья, на его место и назначили штурманом Стогина из расформированного к тому времени 109-го бомбардировочного авиаполка в экипаж командира АЭ Иллариона Ивановича Горбунова. Вот так они встретились вновь и стали летать вместе…

Теперь мы знаем, что в 108-ом авиаполку были эскадрилья Новожилова и эскадрилья Горбунова. А кто возглавлял третью эскадрилью? Когда знакомился с первым наградным листом на Горинова Павла, то подписывал его ИО командира полка капитан Шурухин Виктор Яковлевич, и датировался этот документ периодом отсутствия майора Родионова Ивана Васильевича по причине его недолгого пленения и выяснения обстоятельств, связанных с этим, о чем я уже упоминал. Капитан Шурухин и был командиром этой третьей АЭ полка, и, как правило, именно он иногда замещал командира 108-го авиаполка Родионова.

Неожиданно открывается новый пласт – судьба штурмана Николая Стогина. А параллельно с ней короткий и полный трагизма героический боевой путь двух полков – 200-го и 53-го дальнебомбардировочных авиаполков, входивших в начале войны в 40-ю дальнебомбардировочную авиадивизию. Об этом читайте опять из очерка самого Стогина:

http://yadi.sk/d/qZvIs6wK0Avfi

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments