wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

16. Что было, то было… Операция «Согласие», или оккупация Ирана в августе 41-го.

Оригинал взят у wlad_ladyginв 16. Что было, то было… Операция «Согласие», или оккупация Ирана в августе 41-го.

В 1941 году в самом конце августа Советский Союз и Великобритания  провели совместную операцию, которая в дальнейшем была названа операцией «Согласие». А попросту молниеносно оккупировали Иран. С севера силами РККА, а с юга вооруженными силами Великобритании. Но по весьма благовидному поводу и законному основанию.

Фашистская Германия, преследуя собственные стратегические интересы, даже пошла на то, что объявила иранцев восточными арийцами, инвестировала большие деньги в экономику Ирана, внедряла нужную ей идеологию, и готовила почву для размещения своих вооруженных сил на его территории. Это и понятно: кавказские нефтяные районы СССР становились досягаемыми для люфтваффе, и север Ирана становился плацдармом для нанесения вооруженного удара с юга по советскому Кавказу. Да и Турция, историческая союзница Германии, вполне при таком раскладе могла «потерять голову» и ввязаться в мировую бойню на стороне Германии. К тому же СССР и Индия, колония Великобритании,  в этом случае теряли единственную сухопутную связь стратегического значения между собой.  Да и морально Советский Союз имел на то законное право, согласно действующего на тот момент Договора между Советской Россией и Персией от 26 февраля 1921 года. Согласно его пунктам 5 и 6 предусматривалось, что, в случае возникновения угрозы южным рубежам России, она имеет право ввести свои войска на территорию Персии. Этим правом Советский Союз и воспользовался вопреки «пассивному» нежеланию этому руководства самого Ирана и не способной на тот момент отстоять на данной территории свои интересы фашистской Германии, которая уже вела войну с СССР. После ввода наших войск и Великобритании в Иран, Турция так и осталась в нейтралитете чуть ли ни до конца войны в Европе.

Меня, как любителя истории АДД, заинтересовал этот факт по причине того, что 42-ой бомбардировочный авиаполк, в котором и пришлось в дальнейшем воевать моему отцу, был задействован в этих событиях. И вот что мне удалось разыскать в Интернете и в письменных документах, любезно предоставленных мне для ознакомления историком Сергиенко А.М.

После того, как закончилась «зимняя компания», 42-ой ДБАП из заснеженного и холодного «предместья» в Кречевицах, перелетел к себе на базу в Воронеж. А уже через три дня, не догуляв отпущенные 10 суток на отдых и восстановление, личный состав полка был вновь собран для перелета на новое место дислокации в солнечный и жаркий Кировабад. Началась новая «страница» в истории этого боевого соединения.

Как вспоминает участник этих событий летчик Василий Проценко, уже известный вам по моим ранним записям, «…В 40-ом году в Закавказье прибыло много войск, в том числе и авиация. Насосная, что возле Боку на берегу Каспийского моря, была занята истребителями, в Кюрдамире располагались СБ и ДБ, в Евлахе ДБ полка Тупикова. В Кировабаде ДБ 42-го полка. В Возиани так же ДБ. В общем, вся долина от Баку до Батуми была занята в основном бомбардировочной авиацией. В горах ближе к границе располагались истребители».

Начались интенсивные учебно-боевая подготовка в освоении ночных полетов,  полетов с учетом горной местности, морских просторов, полетов на полный радиус действия, с переучиванием с ДБ-3а на ДБ-3ф, ну и конечно с «переосмыслением» финских уроков. Одиночно, звеньями, эскадрильей, полком. Ну, все, как по канонам тогдашней военной науки.

Началась война. 42-ой бомбардировочный авиаполк продолжал в учебно-боевой подготовке совершенствовать свое мастерство. Летному составу явно не хватало опыта в ночном пилотировании в маршрутных полетах на средних и больших высотах. В этом признается командир одной из эскадрилий капитан Бабенко Андрей Демьентевич в своих воспоминаниях, который впоследствии и возглавил этот прославленный полк.

В августе из состава 42-го авиаполка, имеющий 5 эскадрилий,  был сформирован еще один 455-й бомбардировочный авиаполк. Оба полка теперь состояли из трех эскадрилий и вошли в состав организованной тогда 133-й бомбардировочной авиадивизии.  Командиром дивизии назначили майора Грабора Михаила Михайловича, который на некоторое время совмещал еще и должность командира 42-го авиаполка.

25 августа ранним утром был совершен первый боевой вылет, авиаполк, встретившись с непроходимой облачностью, задание полностью не выполнил. Отдельные экипажи отбомбились по запасным целям, а остальные вернулись на базу. Очередной боевой вылет назначили на ночь.

Вспоминает капитан Бабенко: «…В период боевых действий в Закавказье командир 42 БАП майор Грабор был вызван командующим ВВС закавказского военного округа для получения задачи на последующие дни. После совещания у командующего при взлете ночью на самолете Ил-4 тов. Грабор и штурман тов. Духонин погибли при катастрофе самолета…» Некоторые подробности этой катастрофы нахожу в письмах Василия Проценко, который указывает, что кто-то спутал тросы триммера. В этой катастрофе так же погибли младший военный техник Ковалев Егор Митрофанович и стрелок – радист старшина Гончаров Михаил Иванович. Это случилось в ночь на 25.8.41г.

Другим важным документом этих событий оказался «Кратком отчете о боевой работе 36 авиационной Смоленской дивизии ДД за период с 25 августа 1941г. по 1 ноября 1944 г.», сохранившимся в архиве Сергиенко А.М. Но вот что любопытно: 6 лист данного документа оборван после главы первой под названием «Подавление фашисткой агентуры в Иране». А небольшой кусочек с обрывком начальной фразы тщательно закрашен тушью.

Что делать, видать это работа цензуры, когда Сергиенко этот документ заказывал в архиве. Зато на листе 7 в разделе «Нанесен материальный ущерб противнику» читаем:

а/ Выведены на время из строя летные поля аэродромов: Тавриз, Мианэ и Тегеран.

б/разрушены и сожжены авиамастерские, 5 служебных зданий и частично ангары на аэродромах: Тегеран и Тавриз.

в/ Взорвано одно бензохранилище на аэродроме Ардебель.

г/ Убито и ранено до 500 солдат и офицеров.

По материалам некоторых сайтов на данную тему вообще указывается, что наши летчики летали только на разведку и раскидывали листовки, а потери иранской стороной составило 1000 человек, самое максимальное, что было мной найдено. Так вот на долю 133 БАД в этом случае приходится половина этих потерь «несчастных» иранских подданных в военной форме, невзначай попавших под бомбовый удар наших бомбардировщиков. Конечно, надо полагать, кто готовил данный отчет за подписью командира 36 АД ДД генерал-майора Дрянина в ноябре 1944 г., «слегка» преувеличил на несколько сот % заслуги дивизии. Видать объяснение этому необходимо искать в другой плоскости: была дана команда подготовить документ, обосновывающий награждение дивизии орденом «Красное знамя». И поэтому за утверждение, что « с поставленными задачами дивизия справилась хорошо, не потеряв за эту операцию ни одного экипажа», «писарьчука» следовало бы сначала простить, но после награждения надавать «по шапке» непременно. Возможно, так оно и было. И вот почему.

На http://forum.patriotcenter.ru/index.php ... ic=20933.0 нахожу следующее: «…Комендатура в ночь с 24 на 25 августа 1941 года выполнила приказ Начальника Пограничных Войск по снятию иранских пограничных постов Кюрдашт, Учтюбик и резидентуры офицера. Обеспечила беспрепятственные действия Красной Армии на участке при переходе границы…  С 27 по 30 августа 1941 года комендатура успешно выполнила приказ о розыске самолета бомбардировщика, погибшего на иранской территории во время ввода наших войск в Иран. Группы под командованием капитана Саакяна, старшего лейтенанта Сморогова и младшего лейтенанта Лакомова совершили переход по горам до 40 километров и при помощи местного населения нашли обгоревший советский самолет и погибший экипаж в составе 4-й человек. Трупы летчиков были преданы земле. С самолетов сняты и доставлены в комендатуру 4 пулемета и два пистолета ТТ…»

Зная хотя бы одни ФИО, а в данном случае это Грабор М.М., не трудно обнаружить на http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51517334 нужный документ. Это могли быть: командир звена лейтенант Малежик Петр Петрович (1913-41), летчик-наблюдатель лейтенант Чернов Петр Дмитриевич (1913-41), стрелок-радист мл. сержант Смирнов Павел Иванович (1914-41) и стрелок мл. сержант Шпицин Николай Федорович (?-1941). Хотя в этой операции могли летать и погибнуть «летуны» и с других частей.

У Бабенко в его воспоминаниях читаем: «…На пути от цели над плоскогорьем Малого Кавказа отдельные участки гор были закрыты облаками. Это усложняло полет. (И весьма плотно зачеркнутое, но читаемое). Экипаж летчика тов. Соколова шел в составе звена и при встрече с облаками он не смог преодолеть создавшееся препятствие в полете…». Этот вылет совершался ночью.

Из http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51517334 видим, что командир звена лейтенант Соколов Константин Григорьевич, штурман звена лейтенант Хасанов Владимир Алексеевич и стрелок-радист сержант Концевой Владимир Сергеевич погибли 25.8.41г. при катастрофе самолета. Куда делся тогда воздушный стрелок? А может этот экипаж летал на ДБ-3а, у которого в экипаже всего три «летуна»? В том же документе находим еще две фамилии, обладатели которых сгорели вместе самолетом, будучи сбитыми в воздушном бою над Тавризом. Это штурман звена мл. лейтенант Максимов Михаил Игнатьевич и воздушный стрелок Жигин Александр Михайлович.

А вот командиру этого экипажа старшему лейтенанту Лосеву и стрелку-радисту старшему сержанту Зубенко повезло. Они удачно спустились на землю на парашютах и, хотя Лосев был ранен в ногу, с некоторыми приключениями благополучно через три дня вернулись в свою часть. Об этом я прочитал в безымянных воспоминаниях, так же обнаруженных в многочисленных папках историка Сергиенко.

Одно могу в заключении сказать: вопросов открытых остается еще очень и очень много, даже по такому, казалось бы «малозначительному» для некоторых, эпизоду войны, как оккупация Ирана в августе 41–го. А что тогда говорить об остальном?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments