wlad (wlad_ladygin) wrote in mil_history,
wlad
wlad_ladygin
mil_history

Categories:

4. Два полка - два экипажа (часть 1)

Оригинал взят у wlad_ladyginв 4. Два полка - два экипажа (часть 1)

42-ой авиационный полк дальнего Действия. Экипаж младшего лейтенанта Милавина

Низкий поклон людям, осуществляющим полезнейший и грандиозный информационный проект «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» На многие мои вопросы, на которые не смог ответить отец, я неожиданно получил исчерпывающие ответы, не выходя из дома. И это о событиях более чем полувековой давности!

У отца сохранился  военный билет, в котором есть записи, утверждающие, что его служба в 42-м бомбардировочном авиаполку Дальнего Действия началась с декабря 42-го, а участником боевых действий он стал с 15 января 43 года.

Как не пытался отец вспомнить в свои 85 лет по фамилиям и именам свой первый экипаж Ил-4 с хвостовым № 25, помнил только одну фамилию - летчика Милавина. И помнил, что и командир и штурман корабля были высокими и статными молодцами. Помнил так же своего техника, называя его просто, с какой-то неподдельной теплотой - Тимка Гусев, хотя тот был гораздо старше его и по возрасту и по званию.

Теперь я знаю полный состав экипажа младшего лейтенанта Милавина, бомбардировщик которого готовили к полетам техник Гусев Тимофей и механик Мутин Валентин (Усман), то бишь отец мой, в период их службы в 42-м авиаполку ДД с декабря 42-го по август 43-го.

Это летчик младший лейтенант Милавин Борис Прокопьевич, 1920 года рождения, русский, в Красной Армии с 1940 года, член ВЛКСМ с 1937 года, участник ВОВ с октября 1942 года. Он был трижды награжден:  Орденом Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орденом Отечественной Войны 1 степени (29 декабря 1943 г.) и  Орденом Красного Знамени (8 августа 1944 г.).

Это штурман лейтенант Петренко Евгений Александрович, 1921 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1940 года, участник ВОВ с декабря 1942 года. Имеет награды: Орден Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 апреля 1944 г.), медаль «За оборону Ленинграда», Орден Красного Знамени (21 ноября 1945 г.). С января 1945 г штурман Петренко Е.А. переведен в 330 Бомбардировочный Авиаполк для переучивания на новой материальной части самолета Ер-2.

Это стрелок - радист младший сержант Губарь Семен Евтухович, 1919 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года,  член ВЛКСМ с 1936 года, участник Финской войны 1940 год,  участник ВОВ с декабря 1942 года. Трижды награжден: Орденом Красной Звезды (7 сентября 1943 г.), Орденом Славы III степени (3 марта 1944 г.) и Орденом Отечественной Войны 1 степени (5 июня 1945 г.).

Это воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович, 1921 года рождения, беспартийный.

Экипаж младшего лейтенанта Милавина в этом составе просуществовал до 20 сентября 1944 года. В ночь с 19.09 на 20.09.44 г в районе Будапешта при выполнении боевого задания пропал без вести воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович. Об этом отец узнал только недавно. Он гордился тем, что за его службу в военное время у него было всего два экипажа и две машины. В 42-м полку Ил-4 под № 25 (командир лейтенант Милавин) и в 108-м полку Ил-4 под № 8 (командир Паша Горинов).

Ни разу они не были сбиты, и экипажи прилетали живыми и здоровыми. А летали, как говорит отец, наравне со всеми, а порой с особыми заданиями. Так что близких друзей и товарищей от пуль и снарядов вражеских ему терять и хоронить не приходилось. Бог миловал. Но вот оказалось и не совсем. Стрелка потеряли, но это случилось после того, как отца перевели вновь сформированный 108-ой авиаполк.

Стала известна и боевая деятельность экипажа nbsp; Милавина в период  с января 43-го по август 43-го, за который было совершено 50 боевых вылетов.  Экипаж «выполнял задания по срыву перевозок и разрушению складов с боеприпасами и горючим на ж.д. станциях и узлах Гомель, Брянск, Псков, Орша, Жуковка, Орел, Мга и др. Уничтожал материальную часть и блокировал аэродромы: Балбасово, Брянск, Сеща, Олсуфьево, Клинцы и др. Действовал по живой силе и технике, разрушал узлы сопротивления севернее и восточнее Орла и в районе станции Мга. В результате успешного бомбардирования экипажем и экипажем контролером зафиксировано до 15 прямых попаданий по ж.д. путям и станционным сооружениям, 12 крупных и 5 малых пожаров, а также 17 взрывов из них 4 большой силы, что свидетельствует об уничтожении складов с боеприпасами и горючим». О дальнейшей судьбе этого экипажа могу судить только косвенно, все кроме стрелка Примхи должны остаться живы, так говорят документы.

Летчик Милавин «имел две вынужденных посадки из-за отказа моторов, из них одна произведена ночью на колеса без всяких повреждений для самолета».

Несколько слов о технике самолета Милавина.

Техник лейтенант Гусев Тимофей Васильевич, 1912 года рождения, русский, в Красной Армии с 1934 года, член ВКП/б/ с 1941 года, участник ВОВ с октября 1941 года. Имеет награды: медаль «За Боевые Заслуги» (22 июля 1942 г.) и орден Красной Звезды (28 апреля 1944 г.). На момент последнего награждения обеспечил 240 боевых вылетов. Из них 160 в системе АДД, из которых 33 боевых вылета с оперативного аэродрома, выполняя спецзадание на севере в условиях заполярья. «В период обслуживания боевых и учебных полетов самолет, готовившийся Гусевым,  не имел случаев опозданий, невыходов и отказа работы материальной части».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments