42-ой авиационный полк дальнего Действия. Экипаж младшего лейтенанта Милавина
Низкий поклон людям, осуществляющим полезнейший и грандиозный информационный проект «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» На многие мои вопросы, на которые не смог ответить отец, я неожиданно получил исчерпывающие ответы, не выходя из дома. И это о событиях более чем полувековой давности!
У отца сохранился военный билет, в котором есть записи, утверждающие, что его служба в 42-м бомбардировочном авиаполку Дальнего Действия началась с декабря 42-го, а участником боевых действий он стал с 15 января 43 года.
Как не пытался отец вспомнить в свои 85 лет по фамилиям и именам свой первый экипаж Ил-4 с хвостовым № 25, помнил только одну фамилию - летчика Милавина. И помнил, что и командир и штурман корабля были высокими и статными молодцами. Помнил так же своего техника, называя его просто, с какой-то неподдельной теплотой - Тимка Гусев, хотя тот был гораздо старше его и по возрасту и по званию.
Теперь я знаю полный состав экипажа младшего лейтенанта Милавина, бомбардировщик которого готовили к полетам техник Гусев Тимофей и механик Мутин Валентин (Усман), то бишь отец мой, в период их службы в 42-м авиаполку ДД с декабря 42-го по август 43-го.
Это летчик младший лейтенант Милавин Борис Прокопьевич, 1920 года рождения, русский, в Красной Армии с 1940 года, член ВЛКСМ с 1937 года, участник ВОВ с октября 1942 года. Он был трижды награжден: Орденом Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орденом Отечественной Войны 1 степени (29 декабря 1943 г.) и Орденом Красного Знамени (8 августа 1944 г.).
Это штурман лейтенант Петренко Евгений Александрович, 1921 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1940 года, участник ВОВ с декабря 1942 года. Имеет награды: Орден Красного Знамени (7 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 сентября 1943 г.), Орден Отечественной Войны 1 степени (29 апреля 1944 г.), медаль «За оборону Ленинграда», Орден Красного Знамени (21 ноября 1945 г.). С января 1945 г штурман Петренко Е.А. переведен в 330 Бомбардировочный Авиаполк для переучивания на новой материальной части самолета Ер-2.
Это стрелок - радист младший сержант Губарь Семен Евтухович, 1919 года рождения, украинец, в Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1936 года, участник Финской войны 1940 год, участник ВОВ с декабря 1942 года. Трижды награжден: Орденом Красной Звезды (7 сентября 1943 г.), Орденом Славы III степени (3 марта 1944 г.) и Орденом Отечественной Войны 1 степени (5 июня 1945 г.).
Это воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович, 1921 года рождения, беспартийный.
Экипаж младшего лейтенанта Милавина в этом составе просуществовал до 20 сентября 1944 года. В ночь с 19.09 на 20.09.44 г в районе Будапешта при выполнении боевого задания пропал без вести воздушный стрелок младший сержант Примха Иван Федорович. Об этом отец узнал только недавно. Он гордился тем, что за его службу в военное время у него было всего два экипажа и две машины. В 42-м полку Ил-4 под № 25 (командир лейтенант Милавин) и в 108-м полку Ил-4 под № 8 (командир Паша Горинов).
Ни разу они не были сбиты, и экипажи прилетали живыми и здоровыми. А летали, как говорит отец, наравне со всеми, а порой с особыми заданиями. Так что близких друзей и товарищей от пуль и снарядов вражеских ему терять и хоронить не приходилось. Бог миловал. Но вот оказалось и не совсем. Стрелка потеряли, но это случилось после того, как отца перевели вновь сформированный 108-ой авиаполк.
Стала известна и боевая деятельность экипажа nbsp; Милавина в период с января 43-го по август 43-го, за который было совершено 50 боевых вылетов. Экипаж «выполнял задания по срыву перевозок и разрушению складов с боеприпасами и горючим на ж.д. станциях и узлах Гомель, Брянск, Псков, Орша, Жуковка, Орел, Мга и др. Уничтожал материальную часть и блокировал аэродромы: Балбасово, Брянск, Сеща, Олсуфьево, Клинцы и др. Действовал по живой силе и технике, разрушал узлы сопротивления севернее и восточнее Орла и в районе станции Мга. В результате успешного бомбардирования экипажем и экипажем контролером зафиксировано до 15 прямых попаданий по ж.д. путям и станционным сооружениям, 12 крупных и 5 малых пожаров, а также 17 взрывов из них 4 большой силы, что свидетельствует об уничтожении складов с боеприпасами и горючим». О дальнейшей судьбе этого экипажа могу судить только косвенно, все кроме стрелка Примхи должны остаться живы, так говорят документы.
Летчик Милавин «имел две вынужденных посадки из-за отказа моторов, из них одна произведена ночью на колеса без всяких повреждений для самолета».
Несколько слов о технике самолета Милавина.
Техник лейтенант Гусев Тимофей Васильевич, 1912 года рождения, русский, в Красной Армии с 1934 года, член ВКП/б/ с 1941 года, участник ВОВ с октября 1941 года. Имеет награды: медаль «За Боевые Заслуги» (22 июля 1942 г.) и орден Красной Звезды (28 апреля 1944 г.). На момент последнего награждения обеспечил 240 боевых вылетов. Из них 160 в системе АДД, из которых 33 боевых вылета с оперативного аэродрома, выполняя спецзадание на севере в условиях заполярья. «В период обслуживания боевых и учебных полетов самолет, готовившийся Гусевым, не имел случаев опозданий, невыходов и отказа работы материальной части».