Владимир Нагирняк (olt_z_s) wrote in mil_history,
Владимир Нагирняк
olt_z_s
mil_history

"Тот, который не стрелял"

Оригинал взят у olt_z_s в "Тот, который не стрелял"
Приветствую, ув. коллеги!
Не удивляйтесь, к такому пацифисткому названию этой заметки стоит отнестись с юмором. Но в каждой шутке, только доля шутки. Сегодня речь пойдет о правилах награждения Рыцарским Крестом в подводном флоте и будет приведен интересный пример из таких награждений.

Интерес к теме награждений РК всегда был популярен среди любителей истории в глобальной сети. Но часто приходиться встречать на различных ресурсах удивление в отношении некоторых кавалеров-подводников, которые получали награду не достигая заветной планки в 100.000 брт потопленного тоннажа. О самой системе я когда то уже писал ранее : "О системе награждений в немецком подводном флоте".  Поэтому рекомендую, прежде чем читать дальше, сначала ознакомиться с этой заметкой.



Одной из интереснейших персон, получивших Рыцарский Крест в подводном флоте, является командир U737 Пауль Брасак.  Открывая его страничку на сайте uboat.net, посетитель может прочитать - "No ships sunk or damaged".  Соответственно сразу возникает вопрос - "А за что тогда Крест?".  Разумеется сразу в голову лезет мысль о том, что он злостный оверклеймщик и вероятно много чего заявил в своих успехах, а на самом деле результат ноль.  Даже вероятно, он самый злостный оверклеймщик, так как даже у таких любителей завышать тоннаж целей и докладывать о липовых победах, как Бранди, на личном счету есть потопленные суда и корабли. А у Брасака их нет.  Но на самом деле все не так.

Обращусь к биографии и военной карьере Брассака:
brasack

Призыв 1937
С апреля по июль 1937 в учебке в Штральзунде. Затем три месяца практики на «Горьх Фоке» и еще полгода на «Силезии». С апреля 1938 по апрель 1938 обучение в Мюрвике, после окончания которой служил на КРЛ Кельн до 1 сентября 1939. Затем был переведен в морскую авиацию. Окончил курсы штурманов морской авиации в Парове на Балтике (сентябрь 1939 - март 1940) после чего проходил службу в 1./Küstenfliegergruppe 706 (апрель 1940 - июль 1940)и до мая 1941 в KG 126 и I./KG 28, затем на 4 месяца был переведен на штабную работу в штаб IX авиакорпуса. С октября 1941 по февраль 1942 изначально находился в резерве KG 28, после чего был переведен в инструктором штурманов в Kampfgeschwader 4 General Wever. В марте 1942 подал рапорт о переводе в подводный флот. Прошел 6-ти месячные курсы подготовки офицеров - подводников, после чего получил назначение на U 590 вахтенным офицером. Затем с декабря 1942 по февраль 1943 обучался на курсах командиров ПЛ. 5 февраля 1943 принял под командование U 737. Кавалер РК 30.10.1944

Брасак никогда не участвовал в боевых действиях на Атлантическом ТВД и все свою карьеру командира лодки провоевал на Арктическом театре.  С февраля 1943 по ноябрь 1944 U737 совершила под его командованием 9 боевых походов и с десяток переходов на норвежских базах. За это время Брасак провел более 160 суток в море.  Чем же он там занимался? 

Разумеется стоит учесть, что Арктический ТВД не имел такого количества целей для торпед, как Атлантика. С определенной периодичностью союзники проводили в советские северные порты конвои, а немцы пытались этому воспрепятствовать, в том числе и с помощью подводных лодок. Но немецкие субмарины в Арктике также возлагались другие задачи - проведение метеоразведки, высадка метеорологов и установка метеостанций, нападения на такие объекты на берегу, как метео и радиостанции противника и т.д.  Нападения на арктические конвои для подлодок было делом весьма трудным, так как с самого начала их проводки они весьма хорошо охранялись. Первым и вероятно наиболее результативным подводником Арктики, получившим Рыцарский Крест, стал Зигфрид Штрелов, командир U435. На момент награждения в 1942 году за ним числилось 6 реально потопленных судов и тральщик.  Брасак на своей лодке занимался всем вышеперечисленным и мало отличался от своих коллег в этом плане, пока в январе 1944 не наступил его "звездный час".

Прежде всего стоит обратить внимание на такую любопытную вещь, как торпедные атаки U737 в её боевых походах. Ведь Брасак находясь в море должен был атаковать цели и что-то заявлять на свой личный счет.  При детальном разборе этого вопроса выясняется следующее - в течении 8 боевых походов Брасак совершил всего лишь несколько торпедных атак:

3-й боевой поход
25.01.1944
17:54 выпущена самонаводящаяся торпеда Т-5 по вражескому ЭМ. Промах.
30.01.1944
01:08 Выпущена Т-5 по вражескому ЭМ. Цель поражена.  Видели взрыв на эсминце с облаками дыма и пламени.
05:29 Выпущены две торпеды FAT в торговое судно. Слышали взрыв. Предположительно одна торпеда попала в цель.
22:46 Выпущена Т-5 по вражескому ЭМ. Цель поражена. Слышали взрыв и звуки тонущего корабля.

В итоге, получается, что Брасак в течении 8 походов совершил всего лишь 4 торпедные атаки, из которых все 4 приходятся на 3-й поход, когда U737 в составе группы "Вервольф" (сформирована 27 января в 15:05) участвовала в перехвате  союзных конвоев JW-56A и JW-56B, совершавших поочередно переход в Мурманск с 12 января по 1 февраля 1944.  Одним из двух заявленных Брасаком на свой личный счет ЭМ вероятно был брит. ЭМ "Milne", который был атакован подлодкой (впущенная торпеда взорвалась в кильватере). К сожалению, не представляется возможным выяснить были ли еще торпедные атаки в последнем (9-м) походе U737, так как ни ЖБД лодки, ни документы непосредственного командования Брасака за этот период не сохранились.

Как ни крути, но Брасак не является "Арктическим" Бранди и его заявленные успехи по сути малы - 2 ЭМ и возможно потопленный пароход. Вызывает сомнение, что Крест командир получил за якобы успешное руководство тактическими группами лодок в течении января 1944, когда, по утверждении некоторых источников, он выполнял функции Rudelführer - то есть командира группы. Да, немецкое командование считало проведенную операцию против конвоев успешной и сам Брасак претендовал на три победы, но в данном случае РК ему не вручили. До награждения еще оставалось полгода. Поэтому версия с агрессивно проведенным одним походом и потоплением нескольких судов за который могли представить к награде не подходит. Наиболее вероятной причиной награждения Брасака Рыцарским Крестом является признание его заслуг, как ветерана, достаточно долгое время действовавшего на Арктическом ТВД и успешно выполнявшего задания командования, с включением сюда результата январского нападения на конвой. Проще говоря, этот Рыцарский крест могли вручать со словами "Спасибо, что живой", так как потери немецких субмарин в Арктике с 1944 года существенно возросли и Брасак был одним из немногих, кто долгое время выходил в море и возвращался обратно.  Так же могло сказаться тот факт, что U737 кажется превосходила другие лодки в количестве специальных операций по установке и обслуживанию метеостанций в Арктике.
brasack2

Поэтому причину награждения командира 737-й можно сформулировать следующим образом - большое количество походов и умение выжить к концу 1944 года заслуживает Рыцарского Креста без каких либо потопленных кораблей и судов :-)

В завершении рассказа о Брасаке, скажу, что 31 октября 1944 года, после его награждения Рыцарским Крестом, Брасак сдал свою лодку другому командиру и был переведен на Балтику в качестве офицера-инструктора 25-й учебной флотилии. В этой должности он и встретил конец войны.

Как обычно, над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments